Wenhamania

forum
Главная страница РегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг, 25.04.2024, 15:38
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Wenhamania форум » Другое кино » Наше кино » Советские и российские актеры » Александр Збруев («Батальоны» просят…)
Александр Збруев
Neil-СказочницаДата: Среда, 08.07.2020, 11:13 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Александр Збруев. «Батальоны» просят…





Маяки Андромедовой Туманности, или Свежая контузия от старого взрыва


Такая вот тема назрела!

Возраст, видимо. Впадаю в детство. Хочу назад в страну Великанов. Туда, где люди жили мечтами о высоком. О Туманности Андромеды что ли…

Сейчас - только наше, родное, старое. Без антиутопий, компромиссов, пошлости и мещанства.

Сейчас - только легенды…



Маршрут прокладываю по фильмографиям актеров.

Такой кинематографический слалом. Выбираю очередного Героя и спускаюсь с вершины к подножию.

Замечательно, лампово, грустно, светло, болезненно и обнадеживающе смотрятся старые фильмы на расстоянии, когда, наконец, разложила по полочкам и все поняла про нас. Про то, что случилось со всеми нами, со всей нашей страной.

Это было. Это ушло. Это никогда не повторится. Это единственно, что нам осталось. Это единственное, что напоминает нам о том, какими мы были. И, может быть, когда-нибудь, это поможет нашим потомкам понять, что именно и как именно мы потеряли. Как осколки глиняных табличек в песках Месопотамии….



Я уже прогулялась по творчеству Василия Ланового, Кирилла Лаврова, Михаила Ножкина, Олега Борисова. В новогодние каникулы плотно подсела на Александра Белявского.

И как-то так случилось, что на Збруева напала именно сейчас. Когда появилось несколько свободных отпускных недель, чтобы неторопливо царапать эти свои очередные записки.

А, главное, появилось желание их царапать.

Как раз в майские праздники я подготовила подборку фильмов о войне для своих ребят, чтобы посмотрели в длинные выходные. А в списке, естественно, - «Батальоны просят огня».



Один из любимейших военных фильмов детства. Почетное третье место в личном рейтинге, после «Мгновений» и «Они сражались за Родину».

А я его не пересматривала лет пятнадцать.

Особенно не надеялась, но нашлись ребята, которые выбрали для просмотра именно этот фильм. И тогда я поняла, что пора освежить впечатления.

И залипла опять. Как и много лет назад со своим стареньким видиком и кассетой с телевизионной записью, с аккуратно вырезанной рекламой и самодельной обложкой.



Потрясающе меняются с возрастом акценты в знакомых фильмах! Словно смотришь впервые.

В юности для меня маяком в этой ленте был ухарь и красавец Жорка Витьковский, сиречь Игорь Скляр.



Любовалась его наглой статью и ковбойскими трюками. Разводила сырость в конце третьей серии, как и миллионы других барышень в нашей стране, конечно. Все время думала, а почему? Почему режиссер вывел за кадр гибель почти всех ведущих героев и только любимому Жорке такая сомнительная почесть?

Даже сейчас малодушно вырубила этот жестокий момент.

Но вдруг спустя столько лет меня догнала другая «любовь»! Накрыла взрывной волной и звенит в ушах.



Скажу банальность, но я словно чистой воды напилась. После всего этого беспросветного ужаса, в который нас погрузил сегодня отечественный гламурный кинематограф, рассказывающий о приключениях на войне силиконовых барышень и глянцевых пижонов, такое неимоверное облегчение вернуться к настоящему.

Туда, где мне абсолютно не важно, какой модели танки в кадре и по какой траектории летит артиллерийский снаряд.

А важны люди, каждый из которых в отдельности – глыба, а в ансамбле - та самая Туманность Андромеды, до которой уже никогда не долететь.



И актер, предельно честный, предельно прекрасный, не отделим от своего персонажа. Он и есть здесь и сейчас в кадре – его герой. Без всяких условностей и преувеличений. Он настоящий. Он - мой. Он – часть меня. Я смотрю его глазами. Я чувствую его кожей. Это в моей груди бьётся его боль, его отчаяние, его выбор.



Считайте это перегибами экзальтации, мне. правда, все равно. Я иду за ним без оглядки. Я отдам за него жизнь. Я хочу упасть рядом с ним в окоп и подавать снаряды. Прикрывать ему спину. Вытереть кровь на виске. Сказать важные слова, в которых он именно сейчас так нуждается. Просто сесть рядом и молчать, глотая слезы.



И это все вошло в сознание, не спрашивая разрешения. Словно запускается какой-то механизм внутри и генерирует тихую магию. И пока не выговоришься, не отпустит.
Прикрепления: 6738556.jpg (74.2 Kb) · 8780018.jpg (24.8 Kb) · 6836718.jpg (24.0 Kb) · 1577262.jpg (49.1 Kb) · 8074658.jpg (117.9 Kb) · 0730028.jpg (83.3 Kb) · 3445023.jpg (61.6 Kb) · 6908027.jpg (43.3 Kb) · 9014302.jpg (93.2 Kb) · 0064710.jpg (63.0 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Среда, 08.07.2020, 11:45 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Зигзаги биографий, или Быть похожим на Григория Ганжу


Строго говоря, догнала меня любовь на очередном круге, конечно. Ни в коем случае, «открытие» не было внезапным.

В нашей семье к нему всегда относились с должным почтением. Сколько себя помню, Александр Збруев всегда входил в золотой список актеров, при упоминании о которых ни один из моих знакомых не задал бы дурацкий вопрос: «А он где играл?»



В целом все началось не очень оригинально, с «Большой перемены», фильма, который в нашем семействе считается биографическим))) Хотя совсем не из-за персонажа Збруева. Оказалось, что это кино на самом деле про моего папу, которого в молодости ученики так и звали - Нестор Петрович, настолько он был похож внешне и внутренне на киношного маленького смешного и серьезного молодого учителя вечерней школы.



Только папа был молодым директором вечерней школы. Но точно так же он был влюблен в первую красавицу поселка, мою мамочку. Так же увел ее у мускулистого работяги, за что едва не получил люлей прямо в день свадьбы. И точно так же носился по цехам нашего завода и полям нашего совхоза, уговаривая ганжей и ляпишевых не пропускать школу.

Только папа был математиком, а мама химиком. Но какая разница? Я с детства знала, что этот фильм про юность моих родителей) И в нем жизненной правды гораздо больше, чем думают многие из его участников (судя по многочисленным интервью). За что его и полюбил простой народ, узнающий в героях себя.



По традиции журналисты все время пишут о том, что Александр Збруев не любит свою роль в этом фильме. Видите ли, зрители его с тех пор и всю жизнь так и звали «Ганжа». И это его всегда обижало. Он даже, кажется, ни в одном фильме, ни в одной передаче о «Большой перемене» не снялся. Заговаривать с ним о Ганже – дурной тон. Классика жанра, в общем.

Зря очень даже, конечно. Люди не виноваты, что полюбили его именно таким. Он сам и виноват)



Максимум сложности в этой роли заключался в заучивании текста. Все остальное уже прилагалось.

Хулиган с Арбата по прозвищу «Интеллигент», безотцовщина, двоечник, дважды второгодник, лодырь, драчун, шпана, щеголь, пацанский авторитет, гроза дворов и предмет тайного и явного обожания строгих отличниц, который школу с горем пополам окончил только к двадцати годам. В чем не раскаялся до сих пор.

                                     
"Мой младший брат", 1962


И никогда не скрывал, что в Щуку на курс самого Этуша попал по большому блату - протекции маминой подруги, совершенно случайно, вдовы самого Вахтангова.

Правда были тут нюансы. На тот момент в Вахтанговском театре уже много лет играл брат Збруева, Евгений Федоров, который бы старше его на 14 лет.



И попав впервые на спектакль в семилетнем возрасте юный Збруев с тех пор вылезал из зрительного зала только для того, чтобы погонять мяч, отлупить боксерскую грушу и получить первый разряд по гимнастике. Собственно, театр заменил ему образование, по его собственному же признанию. И это самое лучшее, что могло случиться с юным балбесом, ненавидевшим школу.



"Где 042?", 1969


Маме (ну, не просто так, а тоже бывшей актрисе, кстати) повезло с понимающей и проницательной подругой. Збруеву еще больше повезло с интеллигентной и беспокойной мамой, не опустившей руки и за уши и вихры вытащившей своего оболтуса из подворотни на путь истинный. Нам всем, как зрителям, повезло больше всех, в общем-то.


А мог стать уголовником. Или спортсменом. Или водителем грузовика. Мог погибнуть в очередной дворовой драке. Мог просто спиться, в конце концов. Совсем неудивительно, если водку впервые пробуешь в 10 лет.



"Где 042?", 1969


А я, наверное, люблю второгодников и обалдуев. Притягивают они меня, видимо. Или я их. За всю историю нашей школы их у нас было пятеро. Четверо достались мне на воспитание.

Такая история с арифметикой.

И Ганжа у меня свой тоже был) Правда, не второгодник, но один в один шалопай и клоун. Даже типаж такой же. Притча во языцех всей школы. Учился тяп-ляп, зато цирк с конями на каждом уроке – по расписанию. Хотя парень совершенно беззлобный и очень талантливый.

Лучшую часть своих сил я тратила на то, чтобы направить его энергию в мирное русло. Он у меня на сцене звездой был. «Коляша, - говорила при каждом удобном случае. – Я мечтаю, о том,  как однажды, я включу телевизор и увижу фильм с твоим участием». Коляша весело улыбался и мотал головой. В щелочках прищуренных глаз плясали колючки. А за пазухой у него уже готово было новое коленце. Упасть со стула посреди урока, сигануть в окно на перемене, построить зиккурат из парт, а там, где нет возможности упражняться физически – упражнения словесные.

Года два назад он пришел ко мне в класс, отслуживший в армии взрослый парень, …четвертый курс педа. «Я, - говорит, - пришел вам сказать, что вы были абсолютно правы. Я был дураком и зря потерял время в школе. Учиться надо было. И во ВГИК поступать….» У меня в тот день просто праздник души был.

«Ганжи» - это квинтэссенция профессионального вызова. С ними трудно, без них пусто. Но главное, не попадаться на их удочку. «Бить» их можно только их же оружием – юмором. И то не сильно, а в порядке самозащиты.

Прикрепления: 4692858.jpg (54.8 Kb) · 2471346.png (584.9 Kb) · 5781261.jpg (95.1 Kb) · 9017981.jpg (106.0 Kb) · 0094229.jpg (39.2 Kb) · 2399572.jpg (35.1 Kb) · 2241083.jpg (93.4 Kb) · 8485530.jpg (75.1 Kb) · 6619209.jpg (68.3 Kb) · 0660276.jpg (110.2 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Среда, 08.07.2020, 11:52 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Гриша Ганжа – сам по себе персонаж-фейерверк.

А когда образ лег на абсолютно точную визуализацию, в нем вообще оказался тротиловый эквивалент.



Наверное, Станислав Садальский и сыграл бы эту роль ничуть не менее органично, но из образа бы совершенно точно ушел неповторимый комический романтизм.

Сценаристы Ганжу, кстати, весьма подкорректировали, дабы придать образу больше жизненности. Выведенная в оригинальной повести Георгия Садовникова линия Ганжи и Светланы Афанасьевны, перенесенная на экран, пережила самые радикальные метаморфозы.



Главное, из нее исчезла книжная мотивация хулиганств Ганжи, который, на минуточку, по первоисточнику, уже имел в кармане аттестат десятилетки, а экзамены сдал экстерном в другом городе. (Пожалуй, напишу об этом в другом опусе, если сил хватит)

Збруевский Ганжа имел только одну мотивацию - быть самим собой: снаружи – свободным эпикурейцем, внутри – надежным парнем, с которым можно и в разведку. И при этом быть женатым на возвышенной Наташе Ростовой.


Александр Збруев и Людмила Савельева, конец 1960-ых


Мне не нравится, когда актер отрекается от самой популярной своей роли. Есть в этом элемент снобизма, высокомерия по отношению к публике. Так было с Михаилом Кононовым, который своего Нестора Петровича, как и весь сценарий, надменно презирал.



Со Збруевым вышел другой случай. Дело оказалось не в роли и не в фильме, а в том самом совпадении личности актера и персонажа, которое дает самый безусловный и самый желаемый эффект, но грозит стать клеймом на всю жизнь. Не слишком высокая заслуга для актера сыграть самого себя. Даже если такой как ты есть, ты всем без исключения нравишься. Это замечательно на стадии разгона, но сила инерции может пронести тебя мимо чего-то очень важного.



Вот и напрягался человек, особенно с возрастом.

Но лично на мой счет актер мог бы не переживать, если что. Для меня Ганжа прошел стороной в нужный момент. Как и десятки других ранних героев, от которых сходили с ума девушки и дамы 60-80-ых.


"Мой младший брат", 1962


Ганжа, так же как и героический капитан Ермаков, встретились мне в ту нежную пору моего детства, когда девочки обычно хотели замуж за какого-нибудь Квентина Дорварда или Морриса Джеральда и совсем не обращали внимание на пусть самых расталантливых артистов, которые были старше их папы. Мне просто досталось другое время.



"Тайна виллы "Грета"", 1984


Продолжение следует...
Прикрепления: 9301246.jpg (42.4 Kb) · 4988570.jpg (75.8 Kb) · 2115045.jpg (144.3 Kb) · 7121949.jpg (89.1 Kb) · 6718969.jpg (78.8 Kb) · 5980362.jpg (23.3 Kb) · 5666520.jpg (58.1 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Bess_MondДата: Среда, 08.07.2020, 12:17 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 5326
Репутация: 26
Статус: Offline
Спасибо, Нейл! Новая тема..
 
AmalikaДата: Среда, 08.07.2020, 13:59 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1275
Репутация: 25
Статус: Offline
Neil-Сказочница, как мы соскучились по тебе))) Фильм "Большая перемена", один из моих любимых. Он такой добрый, наивный, такой светлый. А вот "Батальоны..", к своему стыду, я совсем не помню.
 
Neil-СказочницаДата: Среда, 08.07.2020, 14:51 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Девочки, спасибо за поддержку.  :)  Я тоже соскучилась и выговориться хочется. Хотя отпуск неумолимо заканчивается. Но этот опус я уже дописала, осталось только выложить его порциями) 

Цитата Amalika ()
Neil-Сказочница, как мы соскучились по тебе))) Фильм "Большая перемена", один из моих любимых. Он такой добрый, наивный, такой светлый. А вот "Батальоны..", к своему стыду, я совсем не помню.

 Постараюсь написать рецензии на эти фильмы, как только закончу с этим эссе. Желание есть, времени как обычно нет. 

"Батальоны" посмотри обязательно. Это  же наша классика. На прошлой неделе показала этот фильм племяннику. Когда стали обсуждать, вдруг возникла мысль, которую я от неожиданности произнесла вслух. "А ведь это последний достойный  фильм о войне, снятый в нашей стране...." Лебединая песня.... 

 

 Снято фронтовиком по произведению фронтовика. События историчны, имели место быть.  Актеры - А-класса. Именно тот случай, когда реально страшно моргнуть, чтобы  не пропустить кадр. Ну....  на мой очень субъективный вкус.  Если посмотришь, будет что обсудить.

Прикрепления: 0651285.jpg (79.3 Kb) · 1660264.jpg (53.2 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Пятница, 10.07.2020, 00:23 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Анатомия успеха, или От формы к содержанию


Кинорежиссеры «увидели» Збруева очень оперативно. И если рассуждать категориями киноклассики, в Щуку он и попал «с черного хода», а в кино вошел по-честному, «с парадного». Не успев закончить учебу.


"Мой младший брат", 1962, Димка Денисов


Збруев сразу и без видимых усилий со своей стороны получил свою нишу в звездном пантеоне. Такое вот потрясающее актерское везение или вполне себе очевидная закономерность, но он даже разбег толком не успел взять. Только одна эпизодическая роль в массовке – и сразу в заглавные титры на все последующие десятилетия.

Тут тебе и дворовые университеты, и «Вахтанговские» академии, и Боженькин поцелуй в макушку, и эпоха, время трепетное, светлое и счастливое.


"Путешествие в апрель", 1962, Костика


Однажды он сам признался, что у него ничего не получалось, когда он пытался кого-то изображать. И только став самим собой он вдруг вызвал к себе интерес.

Его типаж идеально вписывался в атмосферу культурной «оттепели» - подвижный, легкий, общительный, остроумный, искренний, наглый, сладенький мальчик с чертиками в глазах и фантастической мужской харизмой.


"Мой младший брат", 1962


И сложен как юный древнегреческий бог.


"Пядь земли", 1964, лейтенант Мотовилов


С высоты зрительского опыта, не могу вспомнить ни одного актера Советского экрана, которого бы режиссеры так часто раздевали перед камерой. Хотя бы на десяток секунд.

Подтянутое, без излишеств тело украшает кадр, без всякого сарказма. Пуританский кинематограф временами был не чужд античной эстетики.


"Мой младший брат", 1962, звездный дебют сразу трех будущих легенд экрана - Олег Даль, Андрей Миронов, Александр Збруев и примкнувшая к ним Пенелопа...


Но что самое приятное, сладенький и атлетически выдержанный древнегреческий божок оказался очень талантлив и сумел моментально оседлать свою собственную волну, нащупать свою собственную тропу в джунглях актерской конкуренции.

Уровень понимания, органика, интригующая естественность, внутренняя свобода, пластичность, легкость и глубина - это такой фирменный, совершенно особенный Збруевский стиль. Да, в своем диапазоне. Но ведь феноменально!



"Путешествие в апрель", 1962



"Мой младший брат", 1962

Натянутые струны мускулов и флер самоуверенности еще куда ни шло, но в каких малинах он почерпнул то, без чего смазливая внешность не работает - выразительная мимика, проницательный взгляд, ясность рисунка персонажа, полная гармония с партнером и предельный, осязаемый интерес к нему в кадре? Откуда это все? Да кто вообще его знает, по какому принципу в небесной канцелярии распределяют меру таланта среди людей…



"Мой младший брат", 1962


Иногда в дзене натыкаюсь на дамские споры по поводу «мужской красоты в Советском кино». Часто нахожу в разнообразных списках и Збруева, несмотря на то, что большинство дам справедливо признает, что, в строгом смысле слова, его нельзя считать совершенным красавцем. Неотразимым его делает другое.

Вячеслав Тихонов покорял зрительниц аристократичностью и сдержанностью, Олег Янковский – интеллектуальностью и утонченностью, Николай Караченцов – бурей и натиском.

А у Збруева есть его исключительное мальчишеское обаяние и стопроцентная мужественность, несколько неожиданная для его роста, комплекции и очень мягкого голоса.



"Два билета на дневной сеанс", 1966, Александр Алешин


Возможно, дело в примечательных характерных чертах лица, слегка грубоватых, лишенных слащавой правильности. Но что важнее всего – в исключительной Збруевской суровой конкретности, в полном отсутствии экзальтации, позерства и пафосности, при внешней расслабленности – ощущение внутреннего стержня, уверенности в себе.



"Где 042?", 1969, Костя Дончак


Такая бескомпромиссная сила мужского начала, определяющаяся не брутальностью челюсти, а тихим и неумолимым потрескиванием электричества, которое любая женщина начинает ощущать при виде его.
Прикрепления: 1398268.jpg (59.0 Kb) · 1239532.jpg (42.1 Kb) · 2900772.jpg (60.4 Kb) · 7041269.jpg (94.5 Kb) · 9518153.jpg (58.6 Kb) · 8254735.jpg (32.6 Kb) · 7124874.jpg (62.8 Kb) · 5520734.jpg (63.4 Kb) · 2454877.jpg (45.7 Kb) · 8828119.jpg (87.4 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Пятница, 10.07.2020, 00:55 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Даже фамилия его звучит по-спартански лаконично и воинственно.

Недаром чаще всего его звали играть трудолюбивых рабочих парней, офицеров, спортсменов и сыщиков.



"Два билета на дневной сеанс", 1966, Александр Алешин, сотрудник ОБХСС, внедренный в банду злодеев



"Сотвори бой", 1969, Владимир Хвостов, мастер спорта по фехтованию в поисках справедливости



"Антрацит", 1970, Юра Купцов, шахтер-стахановец



"Меня это не касается", 1976, Сергей Шубников, еще один сотрудник ОБХСС под прикрытием...

 

Прививка дворовой романтики совпала с обезоруживающим природным шармом. Пацанский вожак с лицом аспиранта и белоснежной улыбкой на миллион, способной осветить пространство вокруг даже в кромешном дыму боя и в угольном мраке шахты.



"Пядь земли", 1964, первое экранное появление с Львом Дуровым. 

Исключительно хорош был Збруев в военных фильмах с первых шагов в кино! Один из немногих актеров, которые, кажется, родились в форме!



"Пядь земли", 1964




"У опасной черты", 1984, Сергей Громов



"Батальоны просят огня", 1985, капитан Ермаков
Прикрепления: 7122028.jpg (28.5 Kb) · 2901284.jpg (65.1 Kb) · 4169089.jpg (76.4 Kb) · 6017606.jpg (65.9 Kb) · 0093415.jpg (34.3 Kb) · 2395324.jpg (62.0 Kb) · 6548220.jpg (54.9 Kb) · 1210177.jpg (66.5 Kb) · 6828661.jpg (85.7 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Пятница, 10.07.2020, 01:19 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Но у меня-то всегда «любовь» странно начинается))

В случае со Збруевым это случилось на совсем другой ступени, когда сладенький мальчик уже трансформировался в зрелого мужчину, такого милого, родного и понятного, что вот просто обнять и плакать.


"Одинокая женщина желает познакомиться", 1986, Валентин Спиридонов


Это была история про «Одинокую женщину», которая желала познакомиться. И большая удача, если честно, сначала подпасть под обаяние актерского мастерства, а уж потом залипнуть на фактуру)

Совсем недавно в «Тайнах кино» узнала, что прекрасный сценарист Виктор Мережко видел заглавным дуэтом этого фильма Инну Чурикову и Бронислава Брондукова и был в напряге от решения режиссера, Вячеслава Криштофовича снимать Ирину Купченко и Александра Збруева. Особенно его смущал именно Збруев – чересчур успешный, обаятельный и накаченный.



Но режиссер был категоричен и утвердил пару даже без проб! Сегодня мне это кажется настоящим примером провидения. За Збруевым тянулся шлейф романтико-героико-детективных лент и представить его опустившимся бомжом, который покоряет не внешностью и не мужским напором, а слабостью и хрупкостью своего внутреннего мира?… Для этого нужно было иметь какую-то фантастическую проницательность!



Но едва вступив в кадр, Збруев, давненько мечтавший прикончить своего бедного Ганжу, так преобразился, скрываемая до поры до времени трепетная «чеховость» его актерского таланта выбилась наружу мощным фонтаном, и последние колебания поплыли кучерявым облачком к далекому горизонту.

Никаких сомнений, что прекрасный Бронислав Брондуков справился бы с ролью. Но что бы в результате осталось в фильме кроме банальной пожалейки?



А теперь в нем закрепилась она, немного наивная, но такая сладкая, полезная, мотивирующая женщин идея: не проходите мимо хануриков, просто разденьте их, замочите на часик в ванной, поскоблите немного, обсушите, налейте чаю в фарфоровую чашку, пригрейте на груди, дайте возможность высказаться всласть и вдруг под слоем щетины и грязи, под вонючим тряпьем женильных пиджаков и маек окажется он… Збруев!



Возможно, конечно, что здесь ключевое слово – «вдруг» … Но слово «Збруев» все равно перевешивает.



Воспоминания такие. Я - ребенок, мы сидим у телевизора женским составом семьи: я, бабуля и тетушка. И смотрим «Одинокую женщину». Я мало что понимаю. Но понимаю. Что кино хорошее, понимаю. И что эта нервная тощая тетка на экране не совсем дружит с головой я тоже понимаю. А мне так жалко этого маленького заросшего щетиной дядьку в шляпе, как у моего дедушки, так что аж слезы наворачиваются.



А над диваном, на котором мы сидим время от времени такой еле слышный вздох проносится – «Збруев…». Это женская часть моего семейства что-то обсуждает. Что они говорили, не помню точно (хотя догадаться теперь могу), но помню, что была солидарна с ними всем своим девчачьим существом.

Тощая тетка отмыла и переодела грязного дядьку, и вдруг он на глазах преобразился, совсем как Мымра из «Служебного романа». В интимном свете бра стал таким милым и интеллигентным, что дальнейшее развитие сюжета казалось предопределенным.



Но внезапно бесчувственная Клава выдала такое, что в недрах нашего женского коллектива породило единогласный стон возмущения: «Дууурааа!»

Дамская солидарность не сработала. Трогательный, заросший мужичок пробуждал самые сокровенные наклонности русской женщины – желание останавливать коня на скаку и идти в горящую избу.



В программном монологе героя перед его уходом было много такого, что предопределило мое отношение к любви. Не буду утверждать, что на меня подействовал образ, с его тихим голосом и взглядом Шрэковского кота. Просто семена упали в подготовленную почву.

Понятно, что это было написано мужчиной и сыграно мужчиной. Но вот умеют же мужики найти в нас, женщинах, слабое место.



Фильм потом очень часто показывали по телевизору. Не было ни одного случая, чтобы я, попав на него, не досмотрела до конца…

Вот с тех пор у меня в мозгу зарубка осталась: «Збруев - хороший актер».

Осталась, но затерялась. В фильмах, которые мне тогда нравились он не играл, да и фильмы вскоре совсем испортились. Это еще мягко говоря.

Продолжение следует...
Прикрепления: 5722637.jpg (44.4 Kb) · 9597525.jpg (67.1 Kb) · 9314349.jpg (71.7 Kb) · 1213527.jpg (63.4 Kb) · 9101584.jpg (74.2 Kb) · 3058843.jpg (77.4 Kb) · 1201742.jpg (67.1 Kb) · 9236286.jpg (77.8 Kb) · 9589304.jpg (73.8 Kb) · 9640825.jpg (51.8 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
AmalikaДата: Пятница, 10.07.2020, 16:11 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1275
Репутация: 25
Статус: Offline
Неоднозначный фильм. Хороший. Помню он вызывал бурю эмоций, от неприятия героини до полного понимания её метаний. Со Збруевым в этом фильме у меня такая же история. Он мне и запомнился этим, может ли пьяница перевоспитаться, чего же хочет эта женщина, и зачем ей и ему всё это нужно. Раньше концовка меня раздражала, а вот теперь понимаю, что по другому никак, и конец фильма всё таки определен, а не открыт.
 
Neil-СказочницаДата: Пятница, 10.07.2020, 22:16 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Цитата Amalika ()
и конец фильма всё таки определен, а не открыт.
Интересно, но режиссер рассказывал, что ему предлагали деньги для того, чтобы переснять концовку. Но он отвечал, что это будет только через его труп. Потому что при другом финале не было бы пронзительных писем Купченко с требованием: "Найди его, Клава!" 

Ох, слабый же мы, женщины, народ))))


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Суббота, 11.07.2020, 09:41 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Убить кино, или Всегда используйте вилку только по назначению


Пожалуй, лучше, чем пример с трагическими метаморфозами Марка Захарова, ничто это «мягко говоря» не проиллюстрирует в моей жизни.



"Обыкновенное чудо", 1978, Олег Янковский - Волшебник и Александр Абдулов- Медведь


Случилось это так. Жил-был великолепный, тонкий, оригинальный режиссер, выпускал воздушные, светлые и жизнеутверждающие шедевры с философскими подтекстами – «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви»…. И потом – бац! – захотел «Убить Дракона». А убил не Дракона, а мою веру в наше кино.



"Убить Дракона", 1988, Олег Янковский - Дракон, Александр Абдулов - Ланселот


Правда, к этому времени были убиты уже и цензура, и стыд, и здравый смысл. Кромешная чернуха еще была на подходе, но «Маленькая Вера» уже показала всей стране голую правду нового искусства.

Когда-то очень давно, я ломала голову, как могли в позднем СССР выходить фильмы такого содержания и качества. Ведь действовали же тогда государственные структуры, которые обеспечивали финансирование, определяли тематику… Неужели таков был государственный заказ? Неужели не понятно было, что это начало конца… начало саморазрушения?

Сегодня вопросы отпали. Но легче от этого не стало. Скорее наоборот…

Начинала я просмотр «Дракона» на энтузиазме, предвкушая уже знакомый захаровский праздник. И вдруг - взрыв мозга. И взорвался он окончательно именно на ужасной сцене со Збруевым. Что характерно, специально придуманной Захаровым, поскольку в самой пьесе нет не только этого эпизода, но даже персонажа такого….



"Убить Дракона", 1988, Александр Збруев в роли Фридрихсена.


Я не была готова к этому шоку. Все мои культурные вкусы взбунтовались. Все представления о границах и нормах крякнулись всмятку в этой непоправимой кинокатастрофе.



Почему так толсто?

Почему такое гадливое чувство?

Зачем так?

Как так?

Зачем так зло и цинично уродовать прекрасную, сильную пьесу?

Зачем с таким упоением извращать её смысл и героев?

Зачем такие прямолинейно убогие аллюзии?

Зачем вся эта подозрительная консистенция, с наслаждением размазанная по каждому кадру?

Зачем так унижать своих артистов?

Видела я режиссеров, которые заголяли в кадре своих любовниц и жен. Но чтобы раздеть до гола собственную половозрелую дочь???? Мама дорогая! Это вообще нормально с точки зрения психиатрии?



А снять с великолепного и уважаемого актера штаны и заставить другого великолепного и уважаемого актера засунуть ему вилку между ног? Да вы больные что ли там все? Что вы курили-то перед этим? «Калигулу» пересмотрели что ли? А вы жанр не попутали, голуби?



Зачем для этих садомазохистских позиций нужно было приглашать именно Збруева? Он что, как-то особенно неповторимо умеет корчиться от боли и унижения? Как никто другой, прямо.



Практически в то же время Георгий Данелия снял свою потрясающую «Кин-дза-дзу», в той же стилистике и на ту же тему, но настолько тонко и мудро, что фильм стал однозначным шедевром и ушел, что называется, в народ. Я сама его очень люблю.

Но то, во что Захаров превратил «Дракона», ничего кроме брезгливости вызывать не могло. И я абсолютно не удивлена тому, что большинство зрителей и кинокритиков предпочли быстренько забыть об этом произведении …

Шварц писал свою удивительную пьесу в конкретный исторический момент. Это была антифашистская сказка с размышлениями о природе диктатуры. Но он писал ее на века, в будущее, не пачкая свое творение привязкой к эпохе, народу и личностям, равно как и грубым натурализмом. И в этой вневременности - секрет ее бессмертия.

Конъектурное творение Захарова насквозь пронизано настоящей злобой и ненавистью к своей собственной стране, к ее истории и к людям. В нем очень много сиюминутного, вульгарного. Гротеск слишком навязчив. Снято в такой грязной и оскорбительной для зрителя и актеров манере, что помыться хочется уже после десяти минут просмотра.

Регулярные покушения Дракона на то, что у его подданных между ног, видимо имело значение подавления мужской силы потенциальных бунтарей. Но в таких количествах наводит на тревожные мысли.



Пересматривать невозможно. Попыталась на днях – не хватило сил. Со временем, действо выглядит еще более чудовищно. Несмотря на то, что, в целом, постановка как ни странно получилась очень пророческой. Как говорят у нас, у историков, в таких случаях – целили в прошлое, а попали в будущее.

Но это не заслуга фильма. Это заслуга литературного источника, той самой, вневременной правоты Шварца.

Я не могу винить актеров, занятых в таком действе. Им свойственно доверять режиссеру и, чаще всего, фильм они, действительно, впервые видят на премьере. И все-таки, должны существовать какие-то веские причины, чтобы сниматься в таком … И, если честно, мне не хочется их знать…



Потом было много такого, что в моих глазах уронило авторитет Захарова и всего, что с ним связано, еще ниже плинтуса. Хотя сейчас, по прошествии многих лет, я стала мягче и понятливее. Максимализм поутих.

Теперь-то я знаю, что профессиональные режиссеры это всего лишь отражение времени. Он расцветают вместе с ним и деградируют тоже вместе с ним. Чего же обижаться на зеркало?

Но за Збруева обидно до сих пор. Эту внезапно вспыхнувшую обиду я через десятилетия пронесла. И дело даже не в вилке. Дело вообще в несправедливом подходе к актеру, который олицетворяла для меня эта захаровская вилка в руках Янковского, под равнодушным взглядом Абдулова…

Прикрепления: 0422786.jpg (129.3 Kb) · 7784426.jpg (37.8 Kb) · 4323441.jpg (64.9 Kb) · 9223167.jpg (35.2 Kb) · 9472514.jpg (59.9 Kb) · 3353550.jpg (113.2 Kb) · 5985419.jpg (15.7 Kb) · 5535290.jpg (62.8 Kb) · 3370062.jpg (56.0 Kb) · 9512207.jpg (35.3 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Суббота, 11.07.2020, 10:00 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
В легендарном Ленкомовском триумвирате друзей-героев – Янковский, Абдулов, Збруев – именно последний всегда мне казался первым, самым талантливым и недооцененным.



Лично для меня от него исходит какой-то безусловный магнетизм. Совершенно ни на кого больше не смотришь, если Збруев на экране! Даже если там, простите мне мою разнузданность, Олег Янковский рядом. Прекрасный, изысканный Олег Янковский… с вилкой или без…



"Храни меня, мой талисман", 1986


Исключение я могу сделать только для Николая Караченцова. Вот кого я считаю идеальным партнером для Збруева. Вроде бы они разные, но абсолютно на одной волне. Когда они оба в кадре уровень крутости этого кадра для меня просто зашкаливает. Люблю их обоих и разрываюсь между этой любовью, как Буриданов осел. Ослица, то есть….


"Дом, который построил Свифт", 1982



"Батальоны просят огня", 1985


И да, не боясь тапок и тухлых помидорин, скажу честно, я не люблю Александра Абдулова. Не могу с собой поделать ничего. Просто никогда не любила. Ни его типаж, ни его игру. Все время думала, что его популярность раздута искусственно. Я не говорю, что он не красив и не талантлив. Просто не мое. Не ругайтесь, пожалуйста, это личное мнение, которое я никому не навязываю.

Моя нелюбовь к Абдулову не исключает того факта, что они со Збруевым были шикарны в паре. Гораздо интереснее дуэта Янковский-Абдулов, если хотите. Такой парадокс.


"Шизофрения", 1997


Просто, видимо, в актерском дуэте всегда один должен стоять на земле, пока другой карабкается вверх. Но именно от того, кто стоит внизу зависит, долезет «скалолаз» до цели, или шмякнется вниз.



Дело не в контрасте. Просто им, видимо, было так комфортно друг с другом в кадре, или на сцене, что возникала та самая «актерская химия». Такое редкое и удивительное совпадение получалось, что временами казалось, что они не играют, а прямо на ходу импровизируют, понимая друг друга с полуслова.


"Черная роза-эмблема печали, красная роза - эмблема любви", 1989


Не знаю почему они так часто играли вместе. Видимо, это был личный момент, и, видимо, режиссерам тоже нравилась эта самая их «химия». Но меня откровенно бесило то, что Збруева всегда ставили фоном к Абдулову. Это такой диссонанс- живое, умное лицо Збруева на заднем плане Абдулова со скучающими, стеклянными глазами.





И я недоумевала, чего Захаров носится с пафосным, нервным Абдуловым и пихает его во все свои проекты и как-то совершенно неприлично игнорирует или растрачивает по пустякам в тысячу раз более интересного Збруева.

То он у него лилипутика играет, то вилку ему, блин, в одно место…. Да что такое-то???


"Дом, который построил Свифт", 1982, лилипут Рэльб
Прикрепления: 3513399.jpg (62.7 Kb) · 4135061.jpg (58.0 Kb) · 6728215.jpg (38.3 Kb) · 4326301.jpg (53.8 Kb) · 8854250.jpg (49.4 Kb) · 3826535.jpg (38.8 Kb) · 9485156.jpg (13.4 Kb) · 8326581.jpg (93.0 Kb) · 7596302.jpg (50.7 Kb) · 9069446.jpg (47.8 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Суббота, 11.07.2020, 10:28 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Как-то слегка, хотя и сомнительно, меня в этом плане утешил режиссер Сергей Соловьев, который, в пику Захарову, видимо, к Збруеву относился с профессиональным уважением и человеческой теплотой. Снимал его художественно и задорно.



"Мелодии белой ночи", 1976, Федор



"Наследница по прямой", 1982, Влад


Хотя по сути, тоже практически всю дорогу эксплуатировал в нем только то, что на поверхности, использовал так же фоном, а когда вдруг понял, что нужно делать фильм только для Збруева, было уже поздно.

Сергей Соловьев, впрочем, тоже один из тех, кто активно убивал Дракона, когда это было мейнстримом. Фильмы его я, правда, тоже не люблю, за очень-очень редким исключением из самого раннего, но пара моментов мне доставили))

Один раз, когда Збруев элегантно, я бы даже сказала, с огоньком, на чистой импровизации, как говорят, сделал из Абдулова отбивную в интеллигентском маразме под названием «Черная роза - эмблема печали, красная роза-эмблема любви».



"Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", 1989


В другой раз, когда он у него жену увел («О любви»). Ну, в кинематографическом смысле, конечно. Тут я тоже немного внутренне позлорадствовала.



"О любви", 2003

Странный весьма и, по-моему, очень неудачный фильм, кстати, снятый по произведениям моего любимого Чехова, смотреть можно только из-за совершенно потрясающей, трепетной игры Збруева в эпизоде «Докторъ». И только до истечения его экранного времени.

Именно в этой картине, на почве вечной классики, где Абдулова опять снимали в заглавной роли, как никогда стали очевидны разные весовые категории этих актеров.



По словам Соловьева, именно тогда он наконец осознал, какой потрясающей художественной силой обладает Збруев и собрался снимать его в главной роли в чеховском «Иванове». И даже специально под него написал сценарий….

Но время на дворе стояло уже не то. Дракона убили, а вместе с ним почему-то убился отечественный кинематограф…

Да, за вилку ответить кое-кому надо было бы….



Продолжение следует...
Прикрепления: 8276013.jpg (28.5 Kb) · 6124229.jpg (71.1 Kb) · 0681769.jpg (25.2 Kb) · 4005141.jpg (96.5 Kb) · 1729551.jpg (100.3 Kb) · 0024518.jpg (31.6 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
AmalikaДата: Суббота, 11.07.2020, 14:00 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1275
Репутация: 25
Статус: Offline
Цитата Neil-Сказочница ()
, скажу честно, я не люблю Александра Абдулова. Не могу с собой поделать ничего. Просто никогда не любила. Ни его типаж, ни его игру.

И я присоединяюсь, мне он во всех фильмах кажется надменным и очень самовлюбленным. И эти качества не зависят от его персонажа, везде все одинаково. Не знаю почему, я его так воспринимаю.
 
Neil-СказочницаДата: Суббота, 11.07.2020, 14:24 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Цитата Amalika ()
И я присоединяюсь, мне он во всех фильмах кажется надменным и очень самовлюбленным. И эти качества не зависят от его персонажа, везде все одинаково. Не знаю почему, я его так воспринимаю.
Уффф... Amalika, спасибище тебе за это. Я думала, меня сразу побьют. Абдулов в нашем кино - священная корова. И я бы вообще не трогала его, если бы не  обида  за Збруева. Ну, слава богу, что я не одна))


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Суббота, 11.07.2020, 19:07 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Мы выбираем, нас выбирают… или Как я играла со Збруевым


Сначала это трепыхалось на уровне ощущений, а потом я поискала информацию и убедилась, что ощущения у меня правильные. Так оно и было. Захаров Збруева в упор не замечал и лет семь своего пребывания на посту худрука Ленкома вообще не давал ему новых ролей и не звал в свои фильмы!

И это в 70-80-ые! Когда Збруев входит в пик своей формы и популярности!



"Победитель", 1975, красный командир на Гражданской войне...




"Меня это не касается", 1976, гений в борьбе с расхитителями социалистической собственности



"Выстрел в спину", 1979, опустившийся чемпион и кающийся преступник


Может, там крылись какие-то личные мотивы. Очень многие говорят, что Збруеву вообще чужд хоть какой-нибудь карьеризм и звездность. Он не умел и не хотел пользоваться славой, втираться в дружбу к режиссерам и клянчить для себя роли. Да и сам он признавался, что арбатское происхождение наложило отпечаток на его характер. Он привык, что на него, москвича, всегда и все, что нужно падало само. Помните, как у Дюма: «Атос лежал на диване и ждал, когда к нему придет его экипировка».

Это провинциальные Д'Артаньяны, покорявшие Москву, грызли землю зубами, а Збруеву делать резкие телодвижения не позволял гордый характер и обостренное чувство внутренней свободы. К тому же на тот момент, когда Захаров пришел в Ленком, Збруеву уже, казалось бы, не требовалось никому ничего доказывать.



"До свидания, мальчики", Ленком, 1964 г.


Однажды, на юбилейной программе Марка Захарова, где именитые актёры Ленкома наперебой рассказывали прекраснодушные истории о своем худруке, Олег Янковский в пылу откровений поведал, как его наставник, Ролан Быков, благословлял его принять приглашение мэтра поступить к нему в театр.

«Ты Захарова не бойся, - напутствовал Быков тушующегося Янковского. – Ты там другого человека бойся – Збруева».

Рассказывая этот анекдот, Янковский нежно приобнял сидевшего рядом Збруева, и все мило посмеялись, а мне почему-то стало очень грустно.



Все эти люди делали вид, что не поняли, что именно имел ввиду Быков. А Быков намекал не на хук справа и даже не на то, что Збруев уже по тем временам был настоящим ветераном Ленкома.

Просто то, зачем Янковский шел в Ленком нужно было забрать. Забрать у человека, которому на сцене даже не надо ничего делать – зритель все равно будет смотреть только на него.

Можете убедиться в этом на примере «Ва-банка» (запись постановки лежит на ютубе). Мой самый любимый момент спектакля именно этот, когда Збруев минут десять сосредоточенно занят вырезанием рожицы на яблоке. Что в этот момент делают и говорят актеры вокруг него – вообще мимо пролетает. Остается только Збруев с яблоком…



Да… такое было «Дней Александровых прекрасное начало…». Ленком 60-ых, сердце и оплот Московского театрального юношества, Збруева просто боготворил. Только что не крутился вокруг него.



На заре его театральной карьеры на молодого и искрящегося талантом актера положил глаз сам Анатолий Эфрос – режиссер максимальной художественной честности, возглавивший Ленком в середине 60ых.



Эфрос стал для Збруева настоящим театральным отцом – разглядел, раскрепостил и развернул на марше весь драматический потенциал юного дарования и благословил его на главные роли.

Збруев оказался первым и самым настоящим Маратом в канонической пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», в истории о любви и дружбе, зародившейся в аду блокадного Ленинграда и пронесенной через десятки лет.

Собственно, именно Эфрос открыл для театра эту пьесу.



"Мой бедный Марат", 1965, Ленком


Сюжет такой. Холодной блокадной весной 1942 находят друг друга трое подростков-сирот. Они стали семьей. Это помогает им выжить, но порождает неизбежную проблему любовного треугольника. Марат и Леонидик любят Лику, Лика любит Марата, но у детей все всегда очень сложно развивается.

Парни уходят на фронт и возвращаются к Лике совсем другими. В отношениях троицы ничего не изменилось, кроме того, что теперь они совсем взрослые и надо делать выбор. А сделать его почти невозможно. Потому что Марат вернулся Героем Советского Союза, а Леонидик – одноруким инвалидом….

Через что перешагнуть легче – через дружбу или через любовь? Иногда жизнь подбрасывает вопросы, на которые нет ответов.



"Мой бедный Марат", 1965, Ленком
Прикрепления: 7108452.jpg (81.0 Kb) · 6807548.jpg (46.8 Kb) · 5585410.jpg (58.2 Kb) · 7979211.jpg (102.3 Kb) · 6000584.jpg (46.0 Kb) · 0055232.jpg (143.3 Kb) · 7329411.jpg (121.1 Kb) · 0190438.jpg (456.6 Kb) · 0075755.jpg (166.3 Kb) · 7901038.jpg (241.3 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Суббота, 11.07.2020, 19:23 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
В одной из самых популярных постановок Ленкома того времени числилось, как водится, два состава. В программке значилось две Лики и два Леонидика (один из них, кстати, - юный и стройный Валентин Смирнитский – будущий заслуженный Портос Советского Союза).

И только один Марат – Александр Збруев.



Это была его исключительная привилегия – играть эту роль. Не потому что он был любимчиком Эфроса. А потому что объективно, весь спектакль держался на нем. С него начинались все рецензии и обсуждения, на него валил зритель.



На этого романтичного, обезоруживающе обаятельного, сильного внутренне и физически паренька, мечтателя и героя с обостренным чувством долга и верности своим идеалам.



А у меня была своя история отношений с Арбузовским Маратом Евстигнеевым.

Моя первая большая и самая любимая постановка, только на нашей провинциальной сцене… Главная роль. Юность, испытания, любовь, дружба, моральные дилеммы….

Доступно только для пользователей

Я до сих пор помню каждое слово, каждую сцену и часто «возвращаюсь» туда…. Чем старше становлюсь, тем чаще. И сейчас я ее люблю даже больше, чем тогда. Может быть, даже рискну сама поставить (как раз есть ребята для этого).

В этой пьесе всегда было много чего намешано, но написана она так, что с годами начинаешь открывать все новые и новые пласты.

Правда, наш режиссер, Саныч, спектакль переименовал в «Лику». Из-за меня. Потому что Марат у нас, хотя и был красив, но не дотягивал до титульного героя.

Доступно только для пользователей

Впрочем, спустя многие годы, пересмотрев запись той нашей постановки, я призналась ребятам, что таким макаром надо было назвать спектакль «Леонидик». Вот кто у нас совершенно точно попадал в образ.

Доступно только для пользователей

Саныч, рассказывал нам о постановке Эфроса, которая в середине 60-ых наделала много шума. Он сам лично ее видел на сцене Ленкома, когда учился в Москве.

Я тогда пропускала его рассказы мимо ушей. Во-первых, трудно судить о том, что не видела. Во-вторых, всегда считала, что мы не должны повторять чужие спектакли. Мы должны рассказывать свою историю.

И Саныч, конечно, тоже так считал. Но тот спектакль сидел в нем. Он мечтал о собственной постановке долгие годы и решился на нее только когда, по его словам, «нашел подходящих актеров».

А еще он нашел идеальное решение декораций, так что без особенных перестановок наша площадка за одну минуту превращалась из холодной, мрачной квартиры, опустошенной войной с черными стенами и окном, с крестами бумажных полосок, в уютную комнату послевоенных лет.

Доступно только для пользователей

Спектакль мы играли на малой сцене, и для меня он тянулся как целая жизнь. Это было испытание! Мальчишкам проще – они имели возможность «отдохнуть» по очереди, а я почти все время была на сцене.

При этом приходилось часто переодеваться, практически за считанные минуты. Но самое трудное заключалось в том, что герои и их история развивались во времени. В начале спектакля им по 16-17, в конце – 36-37. И вот этого я боялась больше всего. Потому что на тот момент, я находилась даже не посередине между этими числами, а в самом начале отрезка между ними и мне казалось, что после 30 наступает глубокая старость, которую я сыграть не смогу.

Доступно только для пользователей
Прикрепления: 0100918.jpg (56.0 Kb) · 6986262.jpg (40.8 Kb) · 0118622.jpg (59.8 Kb) · 5973527.jpg (37.9 Kb) · 8219367.jpg (26.6 Kb) · 7498103.jpg (49.9 Kb) · 6002069.jpg (44.1 Kb) · 6949567.jpg (69.2 Kb) · 7503982.jpg (65.0 Kb) · 1249225.jpg (76.2 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Суббота, 11.07.2020, 19:36 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Прошло лет десять после нашей премьеры, когда мне все же удалось посмотреть телевизионную версию Ленкомовского спектакля. Она была записана специально для ТВ в начале 70ых и достаточно сильно отличалась от сценического варианта. Название постановки зачем-то изменили на «Марат, Лика и Леонидик», но актеры были задействованы те же и в основу телеспектакля легла именно постановка Эфроса.



Меня слегка поразила условность и лаконичность этого фильма. В стиль Эфроса нужно было вникать. Трактовка Саныча мне казалась роднее, но стоит ли рассказывать, как мне безумно понравился Эфрософский Марат и как меня напрягала его очень красивая, но чересчур умудренная жизнью,  с замороженным взглядом и пышными накрашенными ресницами  Лика?



И я, понятное дело, представляла себя, родную, в сценах со Збруевым. Смотрела на экран и шептала реплики… представляла его в декорациях и мизансценах, которые ставил нам Саныч. Самое потрясающее, что я в это время отчетливо понимала, что и сама бы сыграла все совсем-совсем по-другому… Это все было на чисто творческом уровне. Мне так нравилась пьеса и роль, а Марата своего я «недополучила».

Доступно только для пользователей



Да, я знаю, что это детский сад. И все-таки это очень милый кусочек воспоминаний)))

Роль Марата стала визитной карточкой Збруева в Ленкоме 60-ых, хотя это была не первая его главная роль и не последняя.

Но Эфроса съели. Чинуши, завистники, конкуренты. В грязной закулисной возне, где человек, для которого есть только искусство, всегда проигрывает.

А Збруев, не рискнувший уйти из театра с учителем, достался на милость новым худрукам, у которых был свой стиль, свои амбиции, свои протеже.

И вот очередной хозяин Ленкома привел и посадил в гримерку слева от Збруева - Янковского, а справа – Абдулова. И маленький, но гордый Збруев затерялся между ними.

Продолжение следует...
Прикрепления: 2287121.jpg (54.9 Kb) · 8430322.jpg (45.2 Kb) · 3402532.jpg (41.7 Kb) · 5521529.jpg (54.6 Kb) · 1193196.jpg (36.9 Kb) · 3701055.jpg (57.0 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Bess_MondДата: Воскресенье, 12.07.2020, 00:42 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 5326
Репутация: 26
Статус: Offline
Спасибо, Нейл, за новые идеи. С тобой форум оживает.

Добавлено (12.07.2020, 00:44)
---------------------------------------------

Цитата Neil-Сказочница ()
Спектакль мы играли на малой сцене, и для меня он тянулся как целая жизнь.
Вот, спасибо! Почему-то думала, что вы не поделитесь фото со спектаклей, со своим участием. Скромность, скромность...
 
Neil-СказочницаДата: Воскресенье, 12.07.2020, 10:47 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Цитата Bess_Mond ()
Вот, спасибо! Почему-то думала, что вы не поделитесь фото со спектаклей, со своим участием. Скромность, скромность...


Кое-что я выкладывала в персональной топике. Там и ссылку на нашу страничку Вконтакте можно найти. Да, я знаю, что это не бог весть что. И где наш любительский театрик, хоть и со статусом, и где корифеи… Нас хоть и знают в области и на прошлогоднем театральном параде поставили шагать между областным кукольным и областным драматическим, но мы к этому скорее с юмором относимся. Творчество наше местного значения, потому и название театрика….

Но удержаться сложно) Мы часто с ребятами вспоминаем нашего «Марата», а с тех пор, как посмотрели спектакль Эфроса, параллели неизбежны. Все мы признали, что Лику и Леонидика сыграть может кто угодно. Но Марат на всем белом свете только один… Збруев))

И это вроде бы как моя единственная, нежно оберегаемая ниточка, связанная с ним.))) Если не считать еще две, почти из области анекдота.


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
AmalikaДата: Воскресенье, 12.07.2020, 12:25 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1275
Репутация: 25
Статус: Offline
Самое удивительное для меня в вашей театральной истории, что ваш "запал" не проходит, что свою страсть к театру передаете новым поколениям. Не зря вас ставят между областными театрами)))
Цитата Neil-Сказочница ()
Если не считать еще две, почти из области анекдота.

Очень интересно было бы узнать))) А ещё я жду когда ты доберешься до моего любимого фильма со Збруевым)))
 
Neil-СказочницаДата: Воскресенье, 12.07.2020, 12:56 | Сообщение # 23
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Цитата Amalika ()
Самое удивительное для меня в вашей театральной истории, что ваш "запал" не проходит, что свою страсть к театру передаете новым поколениям.

Нам через 2 года 120 лет))) И мы старейший любительский и народный театр области. Это обязывает держаться.

Цитата Amalika ()
А ещё я жду когда ты доберешься до моего любимого фильма со Збруевым)))
 А я даже знаю какой))) Это и мой любимейший фильм. И, конечно. я до него доберусь.

Цитата Amalika ()
Очень интересно было бы узнать)))


Конечно, можно))

Немного о теории шести рукопожатий. Лет 12 назад мой папа имел возможность пообщаться с Юрием Соломиным, который приезжал на юбилейные торжества в наш многострадальный областной театр. Я там тоже была, но папа (по служебным обстоятельствам) сидел с Соломиным рядом и разговаривал с ним, а я - через несколько рядов от них, тараща восторженные глаза. Подойти так и не рискнула, очень стеснялась, как всегда. Папа тогда тоже выступал, как и Соломин и даже читал свои стихи. И они так понравились Юрию Мефодьевичу, что он попросил папу их ему записать. Если честно, я даже не в курсе, сделал это папа или нет. Но факт имел место. А Юрий Соломин играл со Збруевым в двух фильмах. Однажды, даже братьев…



Вот мы и познакомились)))

И еще, извините… Потому что, чем дальше в лес, тем толще партизаны. Я все ищу секретные, рациональные и не очень причины, почему это я так за Збруева переживаю и так близко к сердцу все принимаю… А вчера, просматривая запись своего старого спектакля, вдруг открыла еще одну. А у нас с ним, оказывается, совершенно одинаковые родинки на шее с правой стороны. «Не больше мексиканского доллара»….



Это уже какой-то Лимонадный Джо получается!))))

*** «Лимонадный Джо», это очень популярный в СССР пародийный вестерн из Чехословакии, где все герои в конце оказываются братьями-сестрами, потому что у них обнаруживаются одинаковые родинки на руках.

Прикрепления: 0087690.jpg (52.6 Kb) · 8816521.jpg (74.9 Kb) · 0756776.jpg (131.1 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Понедельник, 13.07.2020, 11:10 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
О чем звонит колокол, или Как пепел стучит в сердце….


Я понимаю, разговор о каком фильме вы ждете, но я все еще не выговорилась о театре. Потому что Збруев, прежде всего, театральный актер. И потому что, о театре можно говорить вечно.



Режиссер Сергей Соловьев так описывает эту абсурдную ситуацию: «Янковский играл у Захарова все, Абдулов то играл, то не играл, а Збруев не играл почти ничего. Но всё-таки все знали, что именно эти трое определяют артистический образ Ленкома…»

Если абстрагироваться от этого деликатного тона и представить ситуацию такой, как она есть, получается уж совсем какой-то лютый закулисный каннибализм.

Но меня здесь удивляет другое. Любой другой актер уровня Збруева при таком отношении устроил бы скандал, всяко боролся бы за себя и даже хлопнул бы дверью, как это делали сотни звезд, менявших театры как перчатки.

А Збруев, по словам Соловьева, ко всеобщему изумлению, как сидел на стуле в своей гримерке до Захарова, так и продолжал сидеть при нем…. И это еще не считая его всем известной искренней дружбы с Янковским и Абдуловым, которые по сути задвинули его на задний план.



Может быть, это все о преданности родному театру, не знаю. Но в этом абсолютном отсутствии амбициозности, лично я вижу предельную порядочность и внутреннюю независимость, свойственную только очень сильному человеку.

Копаясь в этой истории, я сделала для себя открытие. Один спектакль Захаров все-таки для Збруева в конце 70ых поставил. И это был очень успешный спектакль. Настолько успешный, что его так же, как и «Марата» перевели в телеверсию спустя 4 года.



Причем это была не запись спектакля на сцене при полном зрительном зале, а стопроцентная работа для телевидения, по сути, телефильм.

Телеспектакль называется «Именем Земли и Солнца» в сценическом варианте - «Хория» по пьесе молдавского драматурга Иона Друцэ. Я сама буквально пару месяцев как наткнулась на него и до сих пор от шока не могу отойти из-за того, что раньше его не видела…



Во-первых, мне было приятно внезапно обнаружить для себя «прежнего» Захарова, такого Захарова, каким я его любила когда-то. Во-вторых, Збруев здесь меня просто сразил наповал…

Есть и третье. "Чисто профессиональное". Из всех многочисленных и благородных попыток советского театра и кино воспеть труд учителя истории это – самая эпичная!



Поначалу я испытала некоторый напряг. Запись 1981 года, и я с тревогой подумала, что с точки зрения сценического действа, это все я уже видела. Все эти художественные приемчики, разговор со зрителем, нарочито медленная, полусонная речь, мелодекламация, мельтешение массовки, музыкальные аккорды, резкая смена света… Эх, подумалось мне, да ведь Збруев тут пытается подражать Янковскому в «Обыкновенном чуде» что ли?



Я даже просмотр остановила и полезла искать информацию. И вот тут пришел кондратий… Оказывается, эту постановку Захаров выпустил на сцену за год до «Чуда», еще в 1977! И кто кому подражал это вообще очень большой вопрос….



Я не театровед и не летописец Ленкома, и ошибаться могу, но мне показалось, что на «Хории», Захаров отрабатывал многие из тех режиссерских находок, которые потом выстрелили в «Чуде» и в «Свифте».



Спектакль потрясающий и это весьма удивительно, что на главную роль Захаров взял именно Збруева, хотя любой из великолепной троицы Ленкома подходил для нее по типажу.

А я даже представила, как Янковский и Абдулов "великодушно" отказываются от предложения Захарова сыграть Хорию.



Дело в том, что главная проблема этой постановки – именно драматургическая. Пьеса  очень неровная. В ней есть много слабых и спорных мест, особенно в кульминационной части, которая выглядит как-то уж совсем нелепо.

В общем, перспективы у этого произведения были не очень. Не Шварц. И, вполне вероятно, Ленкому ее навязали по разнарядке сверху, для укрепления дружбы народов.

Но Захаров сотворил с ней чудо, переложив ее на свой особый сумасшедший условный язык и отретушировав огрехи сценария великолепной актерской игрой, сценографией, музыкой и, в общем-то, неповторимым своим режиссерским стилем.

Прикрепления: 4510100.jpg (82.5 Kb) · 7818033.jpg (42.8 Kb) · 8469769.jpg (90.1 Kb) · 6508569.jpg (53.9 Kb) · 2715108.jpg (61.7 Kb) · 8279774.jpg (65.8 Kb) · 9847033.jpg (286.5 Kb) · 6078176.jpg (59.5 Kb) · 0901592.jpg (68.3 Kb) · 6003185.jpg (60.4 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Понедельник, 13.07.2020, 11:24 | Сообщение # 25
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Так из типичной пьесы эпохи соцреализма получился неожиданный маленький вневременной философский шедевр. Притча о том, как история делает нас людьми. Без Янковского и Абдулова. И, может быть, они даже пожалели потом, что отказались играть?

А может быть, все было совсем не так, и Захаров изначально сделал ставку на Збруева из особого режиссерского расчета.

Дело в том, что пьеса Друцэ весьма определенно перекликается с «Большой переменой»…. Представьте себе этот сюжет, развернутый в фольклорно-винтажном стиле и в сельском антураже. Только вместо смешного и неловкого Нестора Петровича – красавчик Ганжа, облагороженный загадочной задумчивостью и светлой печалью знания. Да это бомба, я скажу)



Хория – молодой учитель истории, ученый и, видимо, поэт, который приезжает в маленькое молдавское село нести свет в юные души местных детишек.



Есть две прекрасные вещи, которые привели его сюда. Во-первых, древняя деревянная звонница на холме, окутанная преданиями, давно забытыми даже местными жителями. А во-вторых, очаровательная и загадочная девушка, Женя, которая живет в селении под холмом.



Збруевский Хория - сам по себе  словно пришелец из легенды. Он выходит к нам из зыбкого тумана и возвращается в него.



Его не интересует устройство его быта. Он любит кислые яблоки, открытый огонь и старые кладбища.



Большую часть времени он говорит с какой-то непонятной для молодого человека грустной усталостью, словно издалека, словно прислушиваясь к чему-то внутри себя. Это усталость умудренного жизнью старика, непонятная в юноше. Но это усталость знания и предчувствия неизбежного.



Как очень тонко было замечено в одной из рецензий, Хория – это провинциальный Тиль Уленшпигель, в сердце которого стучит пепел предков.

Это они разговаривают с нами его голосом, взывая к нашей памяти.



И когда наступает время, и прошлое оживает в нем и вырывается наружу, его лицо озаряет почти мистическая страсть, которая разливается вокруг открытым пламенем. Его неестественно расширяющиеся глаза вмещают все зрелища, все величие ушедших веков и это делает их почти безумными. Но это взрывное и очень заразное безумие вдохновения, обращенное в будущее.



Потому что история - это бесконечный поток жизни, который проходит через каждого человека и делает его преемником и творцом.

Это то, что скрепляет незримой цепью весь мир, всех живших, живущих и еще не рождённых.

Это корни, которые уходят глубоко в землю, чтобы добыть из нее жизненную влагу и донести ее до нежных молодых веток, тянущихся к солнцу.



Монологи Хории об истории в исполнении абсолютно неожиданного Збруева – это лучшее, что есть в спектакле.

Я знаю, что во мне говорит сельская училка истории, помешанная на своих собственных звонницах, но это стопроцентно мой герой и мои мысли.

Но Хория только кажется крепким парнем. Его горячее сердце рассчитано на стук пепла, но оказывается слишком хрупкими для ударов человеческой подлости и глупости.

Звонницу до боли жалко. Но я понимаю, что ее нужно было спалить, хотя бы ради последнего экзамена, который Хория устроил своим ученикам.

Прикрепления: 8431290.jpg (55.7 Kb) · 7803152.jpg (80.9 Kb) · 3078438.jpg (57.7 Kb) · 6996225.jpg (53.7 Kb) · 3380087.jpg (57.8 Kb) · 2200774.jpg (61.6 Kb) · 0485149.jpg (68.2 Kb) · 9025546.jpg (67.8 Kb) · 6438476.jpg (53.9 Kb) · 2433287.jpg (56.3 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Wenhamania форум » Другое кино » Наше кино » Советские и российские актеры » Александр Збруев («Батальоны» просят…)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

 
Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz