Wenhamania

forum
Главная страница РегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг, 18.04.2024, 15:41
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Wenhamania форум » Другое кино » Наше кино » Вячеслав Тихонов » Максимка (1952)
Максимка (1952)
Neil-СказочницаДата: Вторник, 28.08.2018, 01:30 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Ясноглазый принц под белыми парусами, соленая романтика пламенного гуманизма, два Айвазовских, рвущиеся цепи колониализма, дитя ленд-лиза, приключения несвятой троицы, незаконный ребенок Ильи Муромца,
или
Светлый чернокожий мальчик по имени


«Максимка» (1952)


Страница фильма на Кинопоиске

Кино-театр.ру

</a>


Киевская киностудия

Режиссер - Владимир Браун
Сценарий - Григорий Колтунов, по рассказам К.М. Станюковича

В ролях:

Борис Андреев - матрос Лучкин
Толя Бовыкин - Максимка
Вячеслав Тихонов - лейтенант Александр Горелов
Николай Крючков - боцман Матвеич
Сергей Курилов - капитан корвета
Марк Бернес - корабельный врач
Степан Каюков - старший офицер
Владимир Балашов - старший лейтенант Чебыкин
Константин Сорокин - писарь Сойкин
Андрей Сова - матрос Свистунов
Михаил Пуговкин - матрос Артюхов
Михаил Астангов - торговец неграми, капитан "Бетси"


Лидер проката 1953 г (5 место) - 32,9 млн. зрителей.
Прикрепления: 7396877.jpg (627.4 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Вторник, 28.08.2018, 01:31 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Огромный трёхмачтовый корабль, вдыхая полной грудью крепкий поток соленого воздуха, скользит по искрящимся осколкам тропического солнца.



Ослепительное голубое небо струится сквозь снасти такелажа на точеную фигуру в белоснежном, как крыло лебедя, кителе.



Лицо юноши, одновременно строгое и взволнованное, пылает румянцем душевной и физической свежести. В безупречном очерке - величественность римских консулов и нежность миннезингеров, фарфоровая хрупкость и железная воля.

С обманчиво припухлых губ срываются четкие слова команды. Голос, который кажется предназначен лишь для тихих романсов, звучит неожиданно властно, а лучистый взгляд, устремленный вперед, сыплет горячие искры.

«Ясный» - чаще всего можно услышать от людей, пытающихся описать это редкое сочетание мужественности и чувственности. Настоящий герой, без приторной мещанской пошлости, знающий цену себе и своим принципам.



В детстве этот фильм я воспринимала как сказку. Сочные краски, колоритные типажи злодеев, трогательные и благородные герои, нарочитая театральность мизансцен, торжествующее добро, а, главное – неописуемая красота юноши в белом кителе, которого мое романтическое воображение назначило главным в этой истории.



Еще бы! Ведь это именно он нашел в океане маленького чернокожего мальчика. Он единственный, кто сумел разорвать языковой барьер между ним и остальным миром. Он стал добрым ангелом для малыша и его «приемного отца», постоянно заступался за них, а в конце и вовсе спас из плена, проявив геройства не меньше, чем душевной теплоты. Чем не принц, пусть не на белом коне, но под белыми парусами?



Недавно прочитала признание Ларисы Голубкиной. Она «по секрету» рассказала одному из журналистов, что была сражена наповал этим прекрасным, возвышенным образом, туманным, завораживающим взглядом.



Могу себе представить разочарование Шурочки Азаровой, когда придирчивый Эльдар Рязанов забраковал свою же первоначальною идею насчет кастинга.



Подумать только, поручик Ржевский в «Гусарской балладе» мог бы быть вот таким!



Принято считать, что Тихонова для кино «открыл» Станислав Ростоцкий. Хотя сам режиссер утверждал, что, если бы не он, актер все равно прорвался бы к зрителю. И он был прав. Хотя бы потому, что первым «увидел Тихонова», почувствовал за утонченной красотой глубокое наполнение и талант, а главное, сумел заглянуть в его потрясающие играющие глаза, вовсе не Ростоцкий.

Это был Владимир Александрович Браун, снимавший молодого актера «В мирных днях» и позвавший его через год в свою новую картину, на этот раз на одну из главных ролей.

И это еще не все. Ростоцкий, конечно, прав, не было бы его «Пенькова» было бы другое кино. И называлось это другое кино «ЧП», куда Тихонова снова позвал Браун, еще не видя Матвея Морозова.

К сожалению, «ЧП» скончавшемуся «Айвазовскому кинематографа» снять не удалось. Но новый режиссер безоговорочно утвердил протеже мэтра и попал в яблочко.
Браун был эстетом. Он ценил красоту актеров и умел её показать. И, как полагается эстету, акцент он любил делать именно на глаза. В каждом его фильме находилась парочка прекрасных «орудий», которая давала мощный залп по зрителю. В «Мирных днях» это были влажные очи Быстрицкой. В «Максимке» палил уже молодой Тихонов.



Фильм «Максимка» стал важным рубежом и для самого режиссера.



Как писали критики, с этой картиной «в творчество Брауна вошло трогательное». До сих пор он снимал красивое, но холодное, схематичное кино. Зритель любовался его героями, но не соучаствовал в их переживаниях.

Колоссальный успех «Максимке» обеспечил первоклассный актерский состав и великолепная литературная основа.
Прикрепления: 7384250.jpg (29.4 Kb) · 8758535.jpg (42.4 Kb) · 1060560.jpg (32.5 Kb) · 1038804.jpg (115.6 Kb) · 5766155.jpg (95.9 Kb) · 3853036.jpg (77.4 Kb) · 6092994.jpg (135.2 Kb) · 1921735.jpg (48.8 Kb) · 6562670.jpg (41.7 Kb) · 4119287.jpg (62.7 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Вторник, 28.08.2018, 01:31 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
На  одном из киносайтов я как-то прочла в комментариях к фильму, что самое слабое звено в нем – Тихонов, он-де ужасно переигрывает своего  золотопогонного лейтенанта. 

В спор я вступать не стала,  хотя очень хотелось отправить критикуна почитать на досуге Станюковича по страницам которого стройными рядами маршируют  вот такие вот румяные, восторженные, возвышенные, тонко организованные мальчики,  начитавшиеся Добролюбова и Чернышевского, выросшие на  либеральных и демократических веяньях общественной мысли  времен Великих реформ,  хронически ненавидящие всякую несправедливость.  Гардемарины, мичманы, лейтенанты. 



Все герои «Максимки» - сочные и  яркие собирательные образы, ладно склеенные из  многочисленных персонажей морских произведений Станюковича.  Но в случае с лейтенантом Гореловым, думаю, дело куда тоньше. Этот нежный и суровый юноша вполне мог бы олицетворять самого писателя, судьба которого могла бы оказать честь   отличному сценарию. Да не те времена.



Костя Станюкович был четвертым сыном в семье потомственного моряка, адмирала, военного коменданта Севастополя. В одиннадцать  лет будущий писатель оказался в эпицентре большой битвы, наравне со взрослыми оборонял  свой город в годы Крымской войны, не прятался от бомб и носился  между позициями, передавая сообщения. В тринадцать у него уже было несколько боевых медалей. Из всех сыновей адмирала Станюковича Костя был самым смышлёным и именно с  ним отец связывал продолжение морской династии. Мальчика отправили учиться в Морской корпус, все должно было  пойти по накатанной, но внезапно разразилась катастрофа.

Юный гардемарин заявил отцу, что не хочет быть моряком! Он хочет учиться в университете и быть независимым. Юноша был болен духом свободолюбия и гуманизма. Свирепые флотские порядки, когда с бедняг матросов в буквальном смысле слова сдирали шкуру за малейшие провинности, выводили его из душевного равновесия. Может быть, отец сам был виноват, когда, не подумав, доверил обучение мальчика одному из своих матросов, который на поверку оказался… разжалованным дворянином,   социалистом и другом Достоевского по кружку Петрашевского.

Грозный адмирал сопротивлялся долго. Недоучившегося гардемарина отправили в кругосветное путешествие на три года, в надежде, что ветер  океанов прочистит ему мозги. Путешествие пошло юноше на пользу, но совсем не в том смысле, на который рассчитывал батюшка. Много позже все свои впечатления и приобретенный опыт морской службы он  помножит на литературный дар, который принесет ему славу «Айвазовского художественного слова».

Кругосветка для  Кости Станюковича  закончилась раньше срока. Его свалила лихорадка, он отстал от своего корвета и какое-то время плавал  на кораблях  Тихоокеанской эскадры. Тамошний адмирал его любил, ценил и даже послал в Петербург с секретными документами для министра, что фактически означало просьбу о его повышении в звании. Но, даже получив лейтенанта, юный бунтарь  продолжал настаивать на своем, несмотря на то, что  во флоте наступали новые времена и  прогрессивные веяния  переворачивали весь флотский уклад.

В 1861 году Александр II отменил крепостное право, а спустя два года его младшей брат, тоже Константин, курировавший флот, начал радикально наводить порядок в системе отношений между матросами и офицерами. Телесные наказания были отменены, а рукоприкладство искоренялось самым суровым образом, вплоть до отставки весьма уважаемых фигур. Но это не остановило молодого Станюковича, решившего связать свою жизнь с литературой.  В 21 год он все же вырвался на свободу. Правда, навсегда  порвав с отцом.

Дальнейшая жизнь Станюковича была полна трудов, горестей и славы. Он пережил тяжелые испытания, утраты,  даже заключение в Петропавловке (неблагонадежный писатель, не скрывающий  любви к простому народу, общающийся с подозрительными личностями). И все это стоило  той невероятной популярности, которую приобрела его литературная мысль.



Он не обладал исключительным дарованием, но с его «Морскими рассказами» в русскую литературу вошло  новое соленое, крепкое слово. Никто ни до, ни после  него  не умел так описать море, корабли и людей, которые приводили их в движение и составляли их душу.Кто-то в комментариях написал, что в сценарии «Максимки» Станюковича очень мало. Судя по всему, познания автора этого высказывания ограничиваются рассказом, когда-то часто переиздававшимся «Детгизом». (У меня была такая)



На самом деле у фильма великолепный сценарий, написанный человеком, прекрасно знавшим и любившим  морского писателя.  Григорий Яковлевич Колтунов, одессит, невероятно  и разносторонне талантливый человек – музыкант, драматург, режиссер, в будущем  - лауреат премии Каннского фестиваля за сценарий к  знаменитому  фильму «Сорок первый» (1957). Это был  не первый и не последний его опыт работы с Владимиром Брауном.  И с Константином Станюковичем тоже, но, несомненно, лучший его опыт. (К «ЧП» он тоже, кстати,  приложил руку)

Благодаря талантливому сценаристу два Айвазовских – кино и слова – нашли друг друга.



В сценарий трогательной истории о подобранном в океане  и пригретом русскими моряками негритёнке очень органично вплелись  сюжеты, мотивы, образы, сочный матросский язык и даже отдельные фразочки, щедро разбросанные по произведениям писателя. 

Например, колоритное словечко, «благоухание», которым противный писарь Сойкин приправляет свою речь, было выужено из рассказа «Собака», в котором, кстати, описывалась история изгнания из флота одного из тех капитанов, которые никак не могли вписаться в новые правила шестидесятых.



Эпизод с офицером, ударившим во время шквала матроса и последующий остракизм «дантиста», как называли таких «неперестроившихся», взят из рассказа «Вдали от берегов». Оттуда же  пришла и фамилия мерзавца-офицера – Чебыкин.



А вот реплики ссорящихся в кают-компании  офицеров заимствованы из самого драматического рассказа «Дуэль в океане».

 

Правда там социальные мотивы конфликта  маскировали более романтический конфликт из-за дамы, но и закончилось все более трагично: юный романтик дал-таки подлецу пощечину и позже был убит на ночной дуэли.

 Приключенческая составляющая фильма тоже не выдумана. История с погоней за  работорговцем упомянута в «Максимке», а о её юридических основаниях рассказывается в автобиографической повести «Вокруг света на «Коршуне». Правда, там говорится, что  гонялись за американцами в основном англичане,  случаи такие были не слишком частыми и на негроторговцев действовали как на мертвых припарка.

Прикрепления: 2720750.jpg (19.7 Kb) · 7572687.jpg (15.2 Kb) · 9341696.jpg (61.8 Kb) · 8866266.jpg (82.4 Kb) · 8224888.jpg (62.7 Kb) · 7294395.jpg (73.2 Kb) · 6221808.jpg (46.7 Kb) · 7855948.jpg (119.5 Kb) · 9547936.jpg (37.7 Kb) · 0573466.jpg (29.5 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Вторник, 28.08.2018, 01:31 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
В той же повести упомянута история с похищением русского матроса «купцом». Развязка её была, впрочем, не столь драматична, как в фильме: моряк протрезвел уже в море и, не долго думая,  кинулся за борт. Его подобрал французский корабль и вернул к своим.

Большинство героев фильма (писарь Сойкин, боцман Матвеич, доктор)  пришли в сценарий из рассказа «Максимка», хотя по-настоящему хорошо в нем прописаны только главные герои – сам негритенок и  матрос Лучкин.



Киношный лейтенант Сашенька Горелов забрал из рассказа функцию доброго «мичмана Петеньки», единственного человека  на корабле, знавшего английский.



Сама по себе история о великодушии и духовном  обновлении – весьма типичный мотив для Станюковича. О контрастном, по сравнению с представителями других народов, отношении русских к чернокожим он писал не раз. Кроме Максимки, в нескольких его произведениях, например, встречается  молодой негр Паоло, которого русские моряки ласково называли «Павлой».

Но история Максимки, маленького забитого мальчика, как-то совершенно особенно легла на душу сначала читателю, а потом и зрителю.

Уже не помню,  кто и когда  написал, что  объяснить ненависть фашистов к евреям так же сложно, как объяснить любовь русских к чернокожим.

Все мы знаем, что Пушкин, потомок  африканца, наше все. Но этого мало.

Ко времени «Максимки» советский кинематограф уже  порадовал зрителя несколькими замечательными фильмами на тему.  Начиная с «Красных дьяволят» (1923), через легендарный «Цирк» к «Пятнадцатилетнему капитану» (1945).

Но «Максимке» выпала совершенно особенная судьба. Он явился на советские экраны совсем не случайно,  на заре антиколониальной борьбы африканских народов. И словно олицетворял униженную, забитую Африку, которой свободная Советская Россия протягивает руку дружбы. Мотивы русско-американского антагонизма были значительно усилены по сравнению с оригиналом. Но в этом была примета времени.



Популярность фильма, ставшего одним из лидеров проката в 1953 году, была такова, что его героям в 1965  даже поставили памятник возле дома культуры моряков в Туапсе.



Можно сколько угодно говорить о хорошей литературе, режиссуре и  вообще, о загадочной русской душе, но львиную долю успеха фильму принес исполнитель главной роли – маленький темнокожий мальчик с простым русским именем Толя Бовыкин.



Все-таки чудес в этой истории было много. Чудесным было рождение мальчишки-мулата у одинокой русской женщины, живущей в Архангельске. Еще более чудесным было то, как на него наткнулась съемочная группа, очень долго искавшая подходящего актера.



Согласно официальной версии, отцом мальчика был чернокожий  американский матрос  одной из команд Северных конвоев, которые сопровождали грузы ленд-лиза под смертоносными атаками фашистов. Отец сына так и не увидел, погиб во время похода. Зато свет увидел удивительно талантливый, живой, яркий и смышлёный мальчуган, слава о котором дошла до уже отчаявшегося в поисках Владимира Брауна.



Не слишком надеясь на удачу, режиссер отправил в Архангельск сценариста и исполнителя роли боцмана Матвеича, Николая Крючкова.

Историческая встреча состоялась в клубе моряков, куда шустрый ребенок не вбежал, а влетел как метеор. Непоседа он был такой, что по рассказам его одноклассницы, когда Толик выбегал из класса,  все остальные дети прижимались к стене.

Во многом история Толика оказалась похожа на судьбу Максимки. Жизнь в Архангельске была для него отнюдь не сахаром, так что, попав на съемочную площадку фильма, где в него, совершенно неожиданно, влюбились  больше чем полтысячи человек от гримеров до статистов, девятилетний малыш  оттаял душой и ласкался ко всем как котенок.



Так что режиссеру пришлось даже  издать особое распоряжение – «не целовать мальчика», настолько всеобщая любовь стала мешать процессу.



Малыш  был пытливым, искренним и очень открытым, что очень явственно отражается  на экране и невозможно сыграть.

Такие поразительные реакции, такая подкупающая непосредственность стоили всех на свете Оскаров, ну уж Сталинской премии точно…



Но её  давали не за лучезарные детские улыбки.
Прикрепления: 0913308.jpg (60.8 Kb) · 5338086.jpg (27.3 Kb) · 4426580.jpg (68.7 Kb) · 5952981.jpg (39.2 Kb) · 7642731.jpg (32.4 Kb) · 2811864.jpg (57.9 Kb) · 0620294.jpg (69.9 Kb) · 4208439.jpg (58.3 Kb) · 9722495.jpg (50.9 Kb) · 6541856.jpg (87.6 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Вторник, 28.08.2018, 01:31 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Рассказывают, что всю свою первую зарплату малыш раздал съемочной группе «на память». Тем более грустно, что память оказалась недолгой.



Конечно, команда фильма задумывалась над тем, что с мальчиком будет дальше. У книжного Максимки, как известно, все сложилось очень хорошо. Он поступил в школу фельдшеров и жил под опекой списанного на берег Лучкина долго и счастливо.

Максимке экранному судьба отвела еще только пять лет жизни.

После выхода фильма, кроме съемочной группы, в мальчугана влюбилась вся страна. Режиссеру приходили пуды писем с предложением усыновить негритенка. Но у малыша была мама.

Директор фильма Леонид Корецкий пригласил женщину с сынишкой жить в Киев, но очень скоро они вернулись в Архангельск. По одной из версий, из-за старшего сына Александры Бовыкиной, по другой - из-за необходимости выработать стаж для пенсии… Наверное это было роковой ошибкой, потому что, вернувшись на родину, мальчик погиб.



Катаясь на коньках, непоседливый Толик прицепился к грузовику, не удержался и упал.

Бывшая съемочная группа, рыдая, собирала деньги на похороны и памятник.

Сегодня могила «Максимки» затеряна на заброшенном кладбище и тропу к ней знают только очень немногие.



Но эта трагедия случится в 1958, а пока очаровательный малыш нежится в лучах всеобщей любви, живет с мамой в Одессе, как большой артист гримируется (чересчур светлую кожу мальчика специально «чернили»), проговаривает с помощником режиссера текст роли и все свободное время проводит «в философских беседах» со взрослыми.



И, наверное, до конца не догадывается, какие величины свободно ходят вокруг и создают достойный фон его маленькому герою.

Фильм Брауна настолько шикарен в мельчайших деталях, что его можно рассматривать под микроскопом. Каждый персонаж, каждый кадр продуман до волоска, до гвоздика.



Неузнаваемый Марк Бернес в роли судового доктора.



Мастер зловещих образов, Михаил Астангов в роли мерзавца-работорговца.



Андрей Сова в роли добродушного матроса Свистунова.



Совершенно неожиданно лиричный Михаил Пуговкин в роли сладкоголосого матроса Артюхина.



И, наконец, парочка абсолютных и легендарных тяжеловесов – Борис Андреев и Николай Крючков – Илья Муромец и Добрыня Никитич Советского экрана.

Прикрепления: 9266287.jpg (86.5 Kb) · 1108272.jpg (48.3 Kb) · 7094678.jpg (47.8 Kb) · 7176355.jpg (127.4 Kb) · 6102914.jpg (61.0 Kb) · 0157334.jpg (82.9 Kb) · 0631447.jpg (99.0 Kb) · 7066888.jpg (91.0 Kb) · 0359703.jpg (87.5 Kb) · 9501760.jpg (48.5 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Вторник, 28.08.2018, 01:31 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Для полноты картины не хватало только третьего богатыря, Алеши Поповича, то есть Петра Алейникова, того самого,  кого Тихонов называл своим абсолютным кумиром и вдохновителем образа Матвея Морозова.



Андреев, Крючков и Алейников – «святая троица», как называли эту закадычную кампанию, были троицей вовсе не святой. Но  в пору  воинствующего соцреализма авторитету и популярности этих мастодонтов экрана было почти невозможно что-либо противопоставить.





Все трое пришли в большое кино из самодеятельности. Все трое обладали безбашенным характером, мощной энергетикой,  колоритной фактурой широкой душой и общими пристрастиями, с которыми каждый из них боролся с переменным успехом. 

Троица впервые встретилась и до конца жизни сроднилась  на съемках  пырьевского фильма «Трактористы» в 1939 году. (Несмотря на то, что  незадолго до этого Крючков увел у Андреева роль в одном из фильмов. Дружбе их это как-то совсем не помешало, не то что некоторым). 



С тех пор по стране пошли гулять легенды об их дружбе и подвигах. Задолго до анекдотов о Трусе, Балбесе и Бывалом, народ со смехом и любовью пересказывал  анекдоты об Андрееве, Крючкове и Алейникове.

Самой шикарной, конечно, остается история о том, как троица в изрядном подпитии заночевала в витрине мебельного магазина в Киеве, а наутро Андреев опохмелялся чернилами в  кабинете участкового. 

Все выходки сходили им с рук. 

Отчасти потому что их просто боготворили (Говорят мебель в том магазине распродали за считанные часы после инцидента, а протокол участковый так и не составил). 

Отчасти потому, что шутки шутками, а меру они знали. Ну… почти.  

Ну и, главное, они были Актерами с большой буквы. И для таких людей невозможно  не делать исключения. Большие и маленькие.

Широко известна также вообще вопиющая история о том, как в самом начале войны Андреев  попал под расстрельную статью. В изрядном подпитии он поколотил полковника НКВД. Из тюрьмы его выгнали после личного распоряжения Сталина. «Пусть погуляет», - сказал вождь. 

Андреев пошел погулять и, заодно, сыграл Сашу Свинцова  в  дуэте с Бернесом («Два бойца»).



Николай Крючков в этой троице был, пожалуй, самым уравновешенным. Он вообще однажды завязал с выпивкой и прожил очень долгую и насыщенную жизнь, много снимался до глубокой старости.



Тяжелее всех пришлось Петру Алейникову. Бывший беспризорник, с довольно непокладистым характером, с алкоголем у него явно не задались взаимоотношения, в смысле, контролировать он свою слабость не мог,  так что к 60ым годам его уже почти не приглашали сниматься.



А Борис Андреев обладал не только  богатырской силушкой, но и совершенно богатырской душой.  



Даже история его женитьбы выглядит по былинному эпичной. Говорят, что как-то они ехали с Алейниковым в трамвае и не на шутку заспорили. Алейников начал подначивать дружка, дразня его увальнем и рохлей и утверждая, что тот  никогда не женится, потому что ни одна девушка за него не пойдет.



Тогда Андреев заявил, что женится на первой девушке, которая войдет в трамвай. Дверь открылась и вошла…  его будущая жена, с которой он впервые встретился в ту минуту, но прожил до конца своих дней.

Лучший друг Андреева, Петр Алейников умер очень рано, в 51 год без званий и наград. Андреев, обласканный всеми возможными званиями, отдал другу свое место на Новодевичьем, которое полагалось  ему как Народному артисту. 

При всей кажущейся простоватости и шкафоподобности, Андреев был  филигранным актером,  умел генерировать энергетический заряд такой мощности, что все пространство вокруг искрило, умел смешить и быть страшным. Но, как показал «Максимка», он так же и умел вышибать из зрителя слезу.

Потому что это была история не только о беспомощном, брошенном в океане жизни ребенке. Это была  так же история о поломанной судьбе некогда сильного человека, которого возрождает  чужая боль.  И Борис Андреев рассказал её со всей теплотой и силой своей богатырской души.



Актер был настоящим великаном и физически, и морально. Чинов и званий не признавал, правду-матку рубил с плеча. Мог схватить обидчика в охапку и швырнуть в море. И все это на фоне  безоговорочной и всеобщей к нему любви зрителя.

Тем более потрясающим кажется факт, что такие кинематографические  фигуры приняли на равных молодого и малоизвестного актера, Славу Тихонова, который смотрел на них как на небожителей, потому что они были  для него реальной легендой,  шагнувшей из фильмов его детства. 

Прикрепления: 5707911.jpg (29.2 Kb) · 2305269.jpg (30.8 Kb) · 8171616.jpg (111.7 Kb) · 7791184.jpg (584.3 Kb) · 4035395.jpg (48.5 Kb) · 5492629.jpg (75.5 Kb) · 1901366.jpg (128.6 Kb) · 3021715.jpg (49.1 Kb) · 2049980.jpg (115.8 Kb) · 9544448.jpg (129.4 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Neil-СказочницаДата: Вторник, 28.08.2018, 01:31 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Спустя 25 лет после «Максимки» Николай Крючков называл тогдашнего молодого Тихонова «собранным и трепетным, с хорошим наполнением» и рассказывал, что юноша привлек его внимание очень серьезным отношением к работе. Он был крайне ответственен, не позволял себе никакой расхлябанности, что, должно быть, удивляло привыкших к бурным шалостям корифеев, отличался внутренней дисциплиной, а, главное, дотошностью. Ему во всем нужно было дойти до совершенства, в каждой детали, у него всегда были вопросы. Тогда Крючков, по его словам, понял, что из парня выйдет дело и не ошибся.



Борис Андреев был еще более многословен и щедр на эпитеты, описывая ту первую их встречу.

«Я очень удивился, какой ясный и точный молодой человек пришел! Добрый, но это не подчеркнутая доброта, которая вызывает скепсис, понимаете ли. Очень внимательный к старшим. Все это не подчеркнуто. Это воспитано, это природа души… Я сразу понял, что это человек моих кровей, моих жизненных принципов…. И я как-то сразу в равенство пошел к Славе».



Богатырь Советского экрана пошел гораздо дальше, чем «в равенство к Славе». Он начал активно содействовать его личной жизни. Молодая семья серьезно страдала из-за невозможности устроить ребенка в детский сад. Помогло деятельное участие знаменитейшего актера. Правда, Борису Андрееву пришлось соврать, что Вовочка Тихонов на самом деле… его незаконнорожденный сын.

Поверили ли в эту байку те, кому она предназначалась, сказать трудно, но ребенок пошел в садик. А дружба между «незаконным отцом» и «обманутым мужем» растянулась на все последующие долгие и долгие годы.



А «Максимка» стал безусловной классикой нашего семейного кино. Точно так же, как не поблекли его яркие краски, не померк свет доброты и душевного тепла, который излучает каждый кадр этого красивого и мудрого фильма.



И никакие современные спецэффекты не сравнятся с утонченностью, душевностью и простотой его образов.

К просмотру вместе с детьми крайне обязателен!



И напоследок, еще несколько интересных фактов о фильме.

- В рассказе действие разворачивается на клипере «Забияка». Сценарист взял планочку повыше и отправил своих героев служить на военный корвет «Богатырь», реально существовавший в составе Балтийского флота Российской империи в 60ых годах. За год до событий, описанных в фильме, «Богатырь» наделал много шума появлением у берегов Австралии. Поскольку страна Оз на тот момент была частью Британии, а англосаксы Россию жаловали только тогда, когда нужно было пролить галлоны русской крови за интересы туманного Альбиона, пресса была возмущена рейдом русского корабля, а его моряки автоматически были объявлены шпионами…



- Считается, что одним из главных ляпов фильма являются матросские тельняшки, которые на самом деле были введены в качестве обмундирования только спустя 10 лет после этих событий. Но это тоже не совсем верно. На самом деле в тельняшки начали одевать наших моряков еще в начале 60ых. Выдавали их матросам, отправляющимся в дальние плавания. Правда, на тот момент  тельник служил скорее парадной одеждой и выглядел немного иначе – белые полосы были в три раза шире синих.



- Как это ни странно звучит в наши времена, в 19 веке английский не был приоритетным языком для изучения. Достаточно вспомнить просвещенного турецкого офицера из «Праха», который называл этот язык «варварским». Вот почему на корабле нашелся только один человек, который мог на нем изъясняться, и им оказался самый младший из офицеров. Сам Максимка тоже очень плохо знал язык своих хозяев, потому и говорил на нем с акцентом. Потому и Сашенька Горелов произносит английские фразы медленно и с расстановкой, чтобы мальчик его понял.



- Эпизод, когда старшие офицеры сурово пресекают ссору в кают-кампании, Сашеньку отправляют под арест, а Чебыкина списывают на берег вовсе не является сценарным преувеличением. Долгие месяцы в океане особенно остро ставили перед капитаном вопрос контроля над психологической совместимостью офицеров. Изнуренные рутиной и скукой молодые люди зачастую срывались друг на друге, а категории дворянской этики заставляли их балансировать на грани нелепой и бессмысленной смерти. Так что Сашеньку отправили под арест не за его слова, а для того, чтобы изолировать его от непримиримого антагониста и, соответственно, лишить молодежь удовольствия довести дело до дуэли.



- В эпоху воинствующего атеизма этот фильм, ожидаемо оставлял за кадром такую важную фигуру на корабле, совершающим кругосветку, как судовой священник. Однако религиозные мотивы звучат здесь неожиданно смело. Например, когда Лучкин крестит на ночь Максимку. Ну, а самое шикарное – зияющая дыра на тельнике великана, словно специально сделана, чтобы всем было видно большой крест на волосатой груди.



- В финале фильма показана одна из самых красивых и торжественных церемоний в истории мирового флота – обычное, можно сказать рутинное поднятие Андреевского флага на русском корабле. Подобная процедура отличала флот его императорского величества и немало поражала иностранцев. Флаг поднимали на корабле каждое утро, в очень торжественной обстановке, при этом не только матросы, но и офицеры снимали головные уборы, что, собственно, они могли себе позволить только в двух случаях, второй – приветствие дамы. В восемь часов вечера флаг спускали. Но при необходимости его могли поднять и во внеурочное время, например, при входе в порт или выходе из него, приветствуя в море другой корабль и в бою. Самым величественным и трагическим зрелищем был корабль, уходящий под воду с поднятым флагом. Это означало буквально: «Погибаю, но не сдаюсь».



Словом, приятного просмотра и

Продолжение следует…
Прикрепления: 8446539.jpg (78.4 Kb) · 8676805.jpg (124.1 Kb) · 5071849.jpg (159.1 Kb) · 0330153.jpg (63.3 Kb) · 6188682.jpg (30.2 Kb) · 8971311.jpg (40.2 Kb) · 4355392.jpg (27.7 Kb) · 2649232.jpg (43.5 Kb) · 6465111.jpg (59.7 Kb) · 1336382.jpg (114.3 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
AmalikaДата: Вторник, 28.08.2018, 01:32 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1275
Репутация: 25
Статус: Offline
Neil-Сказочница, спасибо за рассказ. Фильмы из детства. Такая ностальгия накатила.
 
Neil-СказочницаДата: Вторник, 28.08.2018, 01:32 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
Цитата Amalika ()
Neil-Сказочница, спасибо за рассказ. Фильмы из детства. Такая ностальгия накатила.

Пожалуйста. Сама с удовольствием пересмотрела. Думаю, племяша усадить, оторвать его от зомби-апокалипсиса. Хотя, современным детям такая душевная эстетика не понятна. Они с трудом её понимают. Но все же попробую.

И еще немного Сашеньки Горелова для красоты.















Прикрепления: 1665680.jpg (54.5 Kb) · 6484116.jpg (21.1 Kb) · 8187550.jpg (83.3 Kb) · 5475068.jpg (84.8 Kb) · 3237156.jpg (101.0 Kb) · 6934848.jpg (42.2 Kb) · 8515841.jpg (40.0 Kb) · 4609783.jpg (38.6 Kb)


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
AmalikaДата: Вторник, 28.08.2018, 01:32 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1275
Репутация: 25
Статус: Offline
Цитата Neil-Сказочница ()
. Хотя, современным детям такая душевная эстетика не понятна. Они с трудом её понимают. Но все же попробую.

Это точно. Прошлым летом ребёнку задали прочитать "Приключения Электроника". Книга ему не нравилась, тогда я предложила посмотреть фильм. И фильм тоже не "покатил". Он его даже не до конца посмотрел, т.е. не зацепил абсолютно. А ведь это был один из самых моих любимых в детстве фильмов.
 
Neil-СказочницаДата: Вторник, 28.08.2018, 01:32 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10986
Репутация: 48
Статус: Offline
А я вчера все же усадила племяша смотреть "Максимку". Точнее   как бы не взначай воткнула в телевизор флешку с фильмом. Каково было мое удивление, когда я застала племяша за просмотром "Максимки". Он так внимательно и серьезно его смотрел. что я даже залюбовалась. Понравилось, спрашиваю? Ага, говорит. Он вообще-то врать не будет,  даже из уважения. Потом пошел к своему папе и стал пересказывать сюжет. Уж не знаю, что помогло - его увлечение морской темой или душевность фильма, но на него подействовало. 
 Ну или просто гены))) Он позавчера вообще до двух часов ночи с отцом своим "Вечный зов" смотрел! Я в шоке была. Парню 12 будет через две недели)))

Стало быть, еще не все потеряно!)))


Хотя и до дороги млечной
Мне бесконечно далеко,
Я просто думаю о вечном,
Не о цене на молоко.
 
Wenhamania форум » Другое кино » Наше кино » Вячеслав Тихонов » Максимка (1952)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

 
Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz