Затянувший дождик прогнал меня с картофельного поля . И у меня, наконец-то, появилось немного времени, чтобы продвинуться вперед. Я закончила сегодня самую трудную часть раздела Публикации. Трудную не потому, что она большая, сложная или скучная, а потому что у нас такой вообще не было. Так что ее пришлось не воссоздавать, а создавать. Но это как раз то, что я давно, очень давно хотела сделать! Уф! Чувство выполненного долга, понимашь… Но я не хочу попросту вывесить этот материал на сайте. Во-первых, для многих в таком схематичном виде он не прозвучит, так что, думаю, мои комментарии слегка его подогреют. А во-вторых, кое-что на сайт просто не пошло, ну, потому что я, пока не придумала, как это оформить. Так что, девушки, приготовьтесь к очередному моему опусу, в котором Дэвид предстанет перед нами немного необычно. Не как актер или мужчина, а как чуткий и беспокойный человек, у которого есть своя Гражданская позиция.
Да, конечно, может быть, ничего такого особенного тут нет. Все знаменитости занимаются благотворительностью. У каждого Джонни, у каждой Анжелины есть очень солидный список благотворительных акций и т. д. но, думаю, про своего кумира мы должны знать все. Хотя бы то «все», что на виду. Так что, девушки, пора нам затронуть и эту темку.
На сайте я все статьи расположила по хронологическому принципу. Но здесь я пущу в ход логику. Все, что нам известно об общественной деятельности Дэвида мы можем разделить на две части: Дэвид и Политика и Дэвид и Благотворительность.
Начну с тяжеловесного. Итак…
ДЭВИД И ПОЛИТИКА
В этом вопросе многие из вас уже имеют подковку на ноге. Помните очумелые фоты ноября 2007, на которых Дэвид со своей шикарной челочкой и в майке с надписью «Мэксин МакКью» размахивал листовками?… Хе-хе.. Не грех вспомнить эти деньки!
Но на самом деле начинать надо не с этого. К той знаменитой майке у Дэвида был довольно длинный путь и в ней Дэвид оказался не от скуки, а по призванию.
Как мы уже знаем, папа Дэвида был лейбористом. Когда Дэйв был маленьким, отец всегда брал его на партийные собрания. А еще малыш Дэйв наклеивал марки на письма во время избирательной компании друга его папы… И очень любил изображать легендарного лейбористского Премьера Джо Уитлама… Он так часто об этом рассказывает.
И все же, повзрослев, он не очень-то спешил открыто выражать свои политические взгляды. Думаю даже больше. Дэвид никакой не фанатик и очень трезвомыслящий человек. Он знает, что такое политика и какого сорта людей она чаще всего возводит на вершину.
Обожаю его фильмы о Мюррее Уэлане. Более тонкой и умной сатиры на эти вещи я не видела. Вот она - анатомия власти: в партии, где рядовые члены – честные, порядочные служаки вроде Мюррея или его напарницы Триш, боссы – толстокожие, беспринципные карьеристы вроде м-ра Аньелли. Мюррей пашет, обливается потом и кровью, совершает подвиги, а его босс получает повышение… Эх, много я по этому поводу могу рассказать… из наболевшего. Но вернемся к Дэвиду. Если уж у него дело дошло до политики, то по очень серьезной причине. И эта причина, конечно, связана с его работой, с его жизнью – с австралийской культурой, которая переживала не самые лучшие времена.
Помните, когда Дэвиду вручали докторат в мае 2006 года вице-ректор АКУ говорил о нем как о поборнике этой самой австралийской культуры? Я бы назвала его знаменосцем, Чапаевым, который впереди, на белом коне.
Конечно, он не один такой смелый, но знаете, всякие там Расселы Кроу, Мелы Гибсоны, Хью Джекманы, Николи Кидманы даже в арьергарде этой отважной когорты не видны. А зачем им собственно? Ведь у них есть Голливуд, где они успешны и желанны.
Чтобы вы не подумали, что Дэвид так радеет за родную культуру только потому, что его Голливуд не любит, я замечу, что плечом к плечу с ним идут такие люди как Кейт Бланшетт, Джеффри Раш и Тони Коллетт. Комментариев нет.
Но в чем, собственно дело-то?
Небольшой политико-исторический экскурс.
Я уже писала в топике «Счастливая страна Оз» о политическом устройстве Австралии, но немного повторюсь для удобства восприятия. Австралия, хотя и является частью Британского Содружества и считает своей главой королеву Елизавету (думаю, на короля Чарльза эта привилегия распространяться уже не будет, хе), по сути - парламентская республика. Парламентское большинство формирует правительство. За это самое большинство с переменным успехом всю дорогу боролось две реальные политические силы – Либеральная и Лейбористская партии. Особой разницы в политических установках у них нет, разве что Лейбористы всегда, как и полагается, делали ставку на социальную поддержку населения и вообще выглядят симпатичнее с точки зрения социальной справедливости.
Но с 1990 года в Австралии установилось правление либералов во главе с Джоном Говардом. Сначала все было вроде бы неплохо, но потом – пошло-поехало. Либералы предприняли несколько очень неприятных шагов, включая чрезмерное сближение со Штатами. В этом вопросе дело дошло до абсурда: австралийцы даже вошли в Ирак, хотя трудно вообще объяснить, чего именно они там забыли.
Пожалуй, Дэвид простил бы Говарду эту шалость, но либералы покусились на самое святое! И это стало последней каплей.
Впервые разговор о Свободном Торговом Соглашении с США зашел в 2001 году. Австралийское Правительство активно обсуждало с Америкой этот очень важный договор о торговом сотрудничестве. Вы спросите, причем тут культура? Очень просто. Культура – это тоже товар. Сближение Австралии с Америкой в этом плане выглядело удручающе. Правительство либералов решило, что окажет большую услугу своей нации, если вместо того, чтобы тратить деньги на сомнительного качества местные программы, оно будет покупать штатовские фильмы и передачи и заполнять ими эфир.
Бомба взорвалась, когда Министр Торговли Вейл заявил, что по новому договору только 55% коммерческого эфира будет отведено австралийским программам. Это означало, что австралийскому правительству в принципе по фигу, что будет с самобытной культурой его страны.
Деятели кино, телевидения и театра хором возмутились! Очень громко, хотя вообще у них там не приняты были такие вещи. Существовал принцип, по которому знаменитости явно не выступают против правящей партии. Ибо громкое имя – это сильное оружие. Вы понимаете.
В тот раз народ собрался в кучку и написал открытое письмо Говарду. Его подписали около 40 человек, включая очень многих известных нам лиц. Но не все из них пошли до конца.
Было решено не ограничиваться одним письмом, а настоять на встрече с Премьером. Команда переговорщиков включала пять самых отчаянных. Дэвид, разумеется, был среди них. Вместе с ним была уже известная нам Сьюзи Портер, которая Син из ЛЧС и Брайен Браун, который Кинг Карней из «Австралии».
Ребята прибыли в Канберру, на Капитолийский Холм, чем сразу же привлекли внимание репортеров (это вошло в новостные сводки). Однако… мистер Говард отказался встречаться с парламентерами! Нет, вы это можете представить?
Фотографии выглядят довольно красноречиво. Ребята очень удручены и оскорблены. Это лучшие актеры страны, представители творческой элиты, которые приехали говорить о проблемах национальной культуры… И их даже не пустили на порог! Вернее пустили, но только в прихожую.
Думаю, м-р Говард смалодушничал. И это не к лицу политику такого масштаба. Был скандал в прессе. Говард оправдывался, что, мол, перепоручил встречу с актерами Министру Искусств… Вейл сразу же пошел на попятную и пообещал, что пункта, который устанавливал бы планку австралийскому контенту на ТВ не будет… Короче вроде бы все успокоилось…. Потому что на носу были выборы!
Но когда они миновали, Соглашение было-таки подписано. И подписано в самом устрашающем варианте. Австралия обязывалась покупать американские программы в большом количестве, США же ничего у Австралии покупать не обязано было. Суммы, которые Австралия готова была платить за американскую продукцию, равнялись суммам, которые обычно уходили на создание австралийских фильмов и передач, так что в конечном итоге все свелось к тому, что деньги уходили на покупку штатовского товара и отечественные кинопроизводители и телевизионщики оказались уже даже не на грани пропасти. Они туда попросту свалились!
Резко сократилось производство сериалов и передач, кино снимали за такие гроши, что ни о какой конкуренции с Америкой говорить не приходилось, актеры сотнями уезжали в Штаты, потому что на родине у них не было никаких шансов. Но если тебя зовут не Николь Кидман и не Рассел Кроу хлебушка с маслом заработать будет нелегко даже там.
Дэвид все эти годы не упускал ни одной возможности в своих интервью излить желчь. Если вы были достаточно внимательны и прочитали все, чем я забила сайт, вы не могли пропустить эти его постоянные жалобы на «растущую гомогенизацию австралийского общества» и попытки убедить народ, что они, австралийцы, способны снимать кино ничуть не хуже, чем американцы.
«Голливуд – доминирует. Это чудовищный зверь и весь мир борется против него. Но это того стоит».
Впрочем, в большинстве случаев эти жалобы и призывы были очень удачно «причесаны» журналистами, потому что у них там тоже есть политическая конъюктура.
До поры до времени в киноиндустрии существовало негласное табу на оппозиционные мысли вслух. Жаловаться, просить, умолять можно, но вот призывать чуму на голову Правительства…. Это, понимаешь, радикализм.
В этом плане Дэвид был радикалом. Он вместе с Тони Коллетт и Кейт Бланшетт действовал на переднем крае сопротивления. Они сами писали статьи, давали интервью, были активистами возникшего Союза деятелей развлекательной индустрии и искусства, главная цель которого - борьба с Соглашением, которое душило австралийскую культуру. Впрочем, как они могли бороться? Только словом и весом своего авторитета.
В этой связи весьма примечательна позиция лейбористов. С самого начала они поняли, что настолько непопулярное среди творческой интеллигенции Соглашение может стать отличным политическим оружием на будущих выборах. И подавляющее большинство лейбористов искренне ненавидело его. Но наверху партийного олимпа, как это и полагается, сидели м-ры Аньелли, толстые и самодовольные, которым было либо лень, либо не выгодно бороться против этого соглашения. Так что они сочувственно кивали на жалобы интеллигенции и даже раздавали обещания, но дальше этого дело не шло.
Но к 2004 году ситуация стала настолько нестерпимой, что произошел очередной взрыв . Поворотным пунктом стала церемония награждения Австралийского Института Фильма, которую традиционно транслировало ТВ. Если вы помните, Дэвид у этой организации в любимчиках и рекордсмен по суммарному числу наград и номинаций. На той церемонии он вместе с Тони Коллетт и еще одним известным австралийским писателем произнес горячую речь по всех волнующему поводу. И тут началось. Всех словно прорвало. Все стали изливать свой гнев, и австралийское Правительство узнало в тот день о себе очень много нелестного из уст творческой элиты. Каждый, кто выходил на сцену в тот вечер от души пинал Говарда… Рубикон был перейден.
Не все соратники пошли дальше одной дорогой. Многие, подобно Джеффри Рашу, предпочли прежнюю тактику – давление на существующее Правительство. Но Дэвид, Тони Коллетт, Кейт Бланшетт, Рейчел Гриффитс безоговорочно перешли на сторону оппозиции. Они посещали лейбористские собрания и ланчи, охотно выступали с речами и всяко показывали, что готовы предоставить свои имена и лица для будущей компании.
На этой редкой фото Дэвид на одном из лейбористских собраний.
А вот Дэвид выступает с политической речью. Серьезный…. Страсть!
Лейбористам это отчаянно нравилось! Такие имена и лица – козырь мощный. Но вряд ли Дэвид был бы настолько уж активен на будущих выборах, если бы сами лейбористы, наконец, не перестали вилять. В 2006 году в партии произошли довольно весомые перемены, более смелые, бескомпромиссные и радикальные политики вроде Кевина Радда и Мэксин МакКью потеснили колеблющихся бонз вроде бывших лидеров АЛП Бизли и Латама. Партия явно стала набирать очки. И в осеннюю кампанию 2007 года Дэвид уже не колебался.
Как вы знаете, в Австралии мажоритарная избирательная система. Это значит, они там не партии, а людей выбирают. Естественно, этих людей выдвигают партии. Округ Дэвида - Беннилонг, так называется огромный район Сиднея. Депутатом от него 17 лет был… сам Джон Говард, австралийский Премьер. В Австралии бывало, конечно, что партия действующего Премьера проигрывала на выборах, но чтобы на этих выборах проиграл Премьер? Такое было один раз в 1929 году…. Так что округ Беннилонг считался самым гиблым и безнадежным. Может быть, поэтому Дэвид за него взялся? А может быть, он просто не мог отказать такой очаровательной даме.
Соперником Говарда стала Мэксин МакКью, весьма эффектная леди – умница, красавица. Мэксин вышла из народа (дочь кочегара) и сделала головокружительную карьеру в журналистике, она считалась одной из лучших сотрудниц АВС, и её лицо знала вся Австралия. Обаятельная блондинка, обладающая даром слова, которой есть что сказать… Это сила! А если в группе её поддержки окажется еще и лицо, известное всей Австралии, как «сексуальнейший мужчина среди живущих»?
Вот когда мистеру Говарду аукнулось его хамство. Интересно, вспомнил ли он, как держал Дэвида на пороге и не позволил ему войти?
Дэвид тогда снимался в «Австралии». Но на счастье, съемки вошли в финальную стадию и проходили в Сиднее на студии. Так что ничто не мешало ему заняться политикой.
Вот на этой фото он в теплой компании возле избирательного Штаба Мэксин (блондинка справа). Думаю, все его первым делом увидели - глаза сами собой в нужное место упираются.
Он выступал с речами вот так….